В ночь на 9 февраля в Москве состоялся «принудительный демонтаж торговых павильонов». Проще говоря, у станций метро поспешно ликвидировали всевозможные ларьки. Мотивация операции была вполне доброкачественной — «это самовольные строения», которые к тому же «угрожают безопасности москвичей». И хотя они страшно угрожали нам уже много лет, решение было принято только сейчас.
Но почему сносы начались ночью? Почему — вместе с товаром и крайне оскорбительно? Откуда такое пренебрежение к людям и упование властью? Да потому, наверное, что вежливость и строгое соблюдение закона обошлись бы властям втрое дороже и заняли длительное время… Но разве можно экономить на таких вещах? И ведь не зря сами москвичи назвали это ночью длинных ковшей.
Все-таки надо признать, что Россия удивительная страна, она всегда ставит перед собой самые светлые цели, но идет к ним самыми ужасными путями (борьба с частной собственностью, алкоголизмом, за мир во всем мире и пр).
Безусловно, пластиковый беспредел в районе транспортных узлов вещь сомнительная. Вонь, столпотворение, архитектурное мракобесие. Но битва со злом тоже ведь началась сомнительными методами. Или с самостроем можно бороться только самосносом?
Кстати, как свидетельствуют СМИ, многие предприниматели, чьи павильоны попали под снос, заявили, что у них имеются «не только свидетельство о собственности, но и выигранные суды различных инстанций, подтвердивших их права». Но даже это не остановило длинные ковши.
Любопытно, а те чиновники, которые выдавали (или продавали) разрешения на строительство этих павильонов, вернут владельцам потраченные деньги? И не справедливо ли было бы судить этих чиновников? Или хотя бы «поручить» им демонтаж тех торговых точек, разрешение на строительство которых (а попробуй хоть скворечник поставить без разрешения) они выдали?
Городские власти, конечно, поспешили заверить, что большинство москвичей одобрили снос ларьков. Но кто сказал, что подобное действо не лишено смысла? Пробираться в метро сквозь толпу покупателей, оскверняя ноздри запахом великой шаурмы и сомнительных кебабов — удовольствие сомнительное. Но речь идет вовсе не о правильности решения, а о его сомнительной законности.
Представьте, что ночь длинных ковшей снесла пару десятков вполне законных ларьков. И представьте, что кто-то из владельцев подаст в суд на власти Москвы в московский (!) суд (хотя, представить это сложно). Представьте себе также, какую сумму за эту экспроприацию пришлось бы выложить мэрии (при наличии независимого суда), а точнее нам, налогоплательщикам?
Да, налогоплательщикам понравилась ночь длинных ковшей (а отмена бандитской приватизации понравилась бы еще больше, а расстрел за махинации с ваучерами мы вообще приняли бы на ура!)), но им бы не понравилась цена, которую надо было бы заплатить за такую радость.
И как тут не вспомнить, что борьба с торговыми точками началась не 9 февраля сего года. Еще при Лужкове шли подобные сражения за чистоту города. Но закончилось всё, как всегда, плачевно. На очищенных местах вновь выросли пластиковые строения строго по разрешениям, выданным (или «проданным»?) пронырливым коммерсантам. Может, и нынешняя зачистка пространств у метро — это способ «обнулить» прежние лицензии и начать выдавать (продавать) новые?
Есть одна восточная притча. Мудреца спросили: «Как можно распознать духовного человека?» И мудрец ответил: «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а та атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу».
Надо сказать, что атмосфера в столице с ее плитками вместо асфальта, висячими клумбами, платными стоянками и странным правосудием — не самая идеальная. И, может быть, зачистку городского пространства надо было бы начать не со сноса ларьков, а с властных кабинетов…
Акрам МУРТАЗАЕВ
NB!
Мнение колумнистов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции еженедельника.