В России многие предметы теряют обычную функцию, а иногда даже превращаются в свою противоположность.
Например, забор, который, как правило, ограничивает пространство, нередко используется у нас в качестве элемента свободы. Именно на заборах мы узнаем, что Маша из третьего подъезда дура, а дворник дядя Коля установил близкие отношения с поварихой тетей Маней из 73-й квартиры.
С заборами у меня связаны самые неприятные воспоминания. Дело в том, что в школу мне проще было попасть, махнув через забор, чем огибать металлическую решетку длиной в 50 метров. Но именно напротив того места, где я обычно перелезал через забор, находились окна кабинета директора школы. Поэтому раза два в неделю после преодоления препятствия я попадал к директору. И после нравоучения выходил с записью в дневнике.
Наконец, я не выдержал и рассказал Ларисе Александровне, как устанавливают заборы на диком Западе. Сначала школа стоит без малейших признаков ограждения — открытая со всех сторон. И все учителя и ученики подходят к ней, кому как удобнее. Потом строители изучают маршруты движения и принимают решение, где в заборе должны быть проходы. И делают три, четыре калитки! А почему в нашу школу можно попасть только в одни ворота? Это ущемление прав человека!
Лариса Александровна долго хохотала над моей выдумкой (она не верила, что с людьми можно работать гуманнее), после чего сделала очередную запись в моем дневнике.
Спустя 50 лет после этого события уже я хохотал, читая информацию из Саратова. «Прохожие сделали проход в желтом заборе на пересечении улиц Чехова и Антонова. Пешеходам не понравилось, что оградки находятся рядом с остановкой. В итоге сделали проход самостоятельно».
Надо сказать, что мэрия заранее опубликовала список улиц, где должны были установить желтые (хороший вкус у бюрократии) заборы. Но стоимость работ — 40 млн. рублей! — видимо, потребовала от строителей не делать ни единого прохода!
Пешеходы (то бишь, горожане), конечно, возмутились такой дорогостоящей и нелепой «заботой» власти. А журналисты быстренько пересчитали бюджет «желтой революции» (разницу между реальной стоимостью заказанных работ и заложенными на них средствами) и выдвинули версию, что на установке заборов подрядчик вполне мог «сэкономить» 12 миллионов рублей. Да за такие деньги можно всю Россию застроить желтыми перегородками!
Что мне понравилось в этой истории с желтыми перегородками, так это настроение масс. К счастью, люди начинают понимать, что чиновники вовсе не одаривают граждан нормальной транспортной системой, бульварами и плитками на тротуарах. Они тратят наши деньги. И это бдительное понимание воздействует на чиновничью возню самым наилучшим образом.
Акрам МУРТАЗАЕВ