Свою версию минкультовского скандала, связанного с многомиллионными хищениями денежных средств в ходе реставрации архитектурных памятников, выдвинули карельские журналисты.
Скандальное «дело реставраторов», в котором замешаны высокопоставленные чиновники министерства культуры России, вновь заставило вспомнить о Кижах. С высокой степенью вероятности — если бы коррупционеров не остановили — аналогичная судьба ждала Кижский Погост. Основания предположить такой ход событий, с нашей точки зрения, имеются…
«Нет причин для беспокойства…»
На фоне происходящего стали складываться в единую картину разрозненные пазлы предшествующих событий. Вероятно, группа замминистра Пирумова, задержанного одним из первых по «делу реставраторов», работала строго по плану. И, как нам представляется, этот план включал замену директоров федеральных учреждений культуры и музеев, которые могли бы стать препятствием для организации хищения денег. Так, по звонку из Минкультуры в январе 2013 года была снята с должности директор музея-заповедника «Кижи» Эльвира Аверьянова, а на ее место поспешно посажен «эффективный менеджер» Андрей Нелидов, который уже седьмой месяц пребывает на нарах по подозрению в коррупции («НВ» подробно писал об истории этого конфликта в седьмом номере от 15 марта 2016 г. — Ред.).
Конечно, он страшно подвел своих московских начальников, попавшись по подозрению в получении взятки от кижских торговцев. Не случись этого «прокола», сидел бы сейчас Нелидов в своем директорском кресле и в ус не дул — министр Мединский продлил ему контракт до 2017 года, поэтому «губернатор Кижей» чувствовал себя уверенным и практически неуязвимым под напором бесконечных претензий со стороны общественности.
Претензий, как теперь стало понятно, вполне обоснованных.
В январе 2015 года в адреса президента и генерального прокурора страны ушло очередное коллективное письмо, подписанное руководителем КРОО защиты прав граждан «Согласие» Ольгой Рыбаловой, депутатом парламента Карелии Андреем Рогалевичем, бывшим главным реставратором музея «Кижи» Николаем Поповым, руководителем КРОО «Заонежье» Валентиной Сукотовой и другими, в котором говорилось: «Мы не видим никаких других причин, кроме коррупционных, по которым министерство культуры РФ держит на должности директора «Кижей» А.В. Нелидова, при котором полностью остановилась реставрация памятника мирового значения — церкви Преображения Господня. Между тем уже открыто высказываются мнения, что у А.В. Нелидова имеются высокие покровители из окружения президента РФ, поэтому он останется в должности директора даже если памятники рухнут. Так неужели бесценный архитектурный ансамбль и весь музей-заповедник «Кижи» является залогом каких-то непонятных людских отношений и поэтому его руководству прощаются угрожающие памятнику действия?».
Ответ поступил от замдиректора Департамента культурного наследия Минкультуры Мусаэляна, который уверял: нет причин для беспокойства…
С ног на голову
Письма о различных нарушениях и в том числе о возможной коррупционной связи между чиновниками министерства культуры РФ и руководством музея «Кижи» в лице Нелидова общественники отправляли пачками, за что удостоились ярлыка доносчиков, которое «навесили» на них в музейной администрации.
Что больше всего настораживало общественников? В прежние годы реставрация главного памятника — Преображенской церкви — велась поярусно: каждый последующий пояс заранее обсчитывался специалистами музея, накануне очередного реставрационного сезона документация утверждалась в Минкультуры России, выделялось финансирование, деньги осваивались, миссия ЮНЕСКО оценивала результат — так было до 2013 года. С приходом Нелидова все перевернулось с ног на голову: документация к новому реставрационному сезону своевременно подготовлена не была, а директор стал носиться с завиральными идеями о переводе реставрации на хозспособ, что, по мнению профессионалов, было неприемлемым на памятнике такого уровня сложности. К 2014 году эта идея директора стала основополагающей. Дескать, какую экономию получит музей, если откажется от услуг подрядчиков АРЦ «Заонежье» (при этом он упорно зазывал уникальных специалистов в штат музея), а реставрацию будут вести специалисты музейного Плотницкого центра.
В итоге в год 300-летия Преображенской церкви ее реставрация практически встала. Тревогу вслед за общественниками забили специалисты: нельзя так надолго вынимать бревна из сруба. А у Нелидова все было отлично. Ответы на обращения общественников в Генпрокуратуру, к президенту и другие инстанции приходили как под копирку — составлялись-то они в музее. Из них следовало, что реставрация идет полным ходом!
Девальвация реставрации
Вранье чиновников, покрывавших Нелидова, полностью раскрылось только в декабре 2015 года, когда на заседании Координационного совета музея «Кижи» руководитель АРЦ «Заонежье» Виталий Скопин не выдержал и заявил: «Последнее бревно Преображенской церкви было отреставрировано в мае 2014 года».
Понятно, что к подрядной организации, которую за ее профессиональную работу на Преображенской церкви очень ценят эксперты ЮНЕСКО, не может быть никаких претензий — «Заонежье» выполняло работы строго в соответствии с договором и заложенными средствами. Однако у Нелидова и его московских начальников к этому времени был готов свой «план», о котором общественность узнала в начале 2015 года.
Суть его такова: Минкультуры поставило перед музеем задачу рассчитать, какие средства потребуются для полного завершения реставрации Преображенской церкви (уже не поярусно, как это было прежде, и объяснялось непредсказуемостью каждого последующего пояса), чтобы — внимание! — утвердить генерального подрядчика, которого теперь будет назначать само министерство, и который станет решать все вопросы реставрации, включая выбор субподрядчика. И уже далеко не факт, что выбор остановился бы на рекомендуемом ЮНЕСКО «Заонежье». В Изборске, напомним, реставрационными работами занимались гастарбайтеры, тогда как профессионалы нервно курили в стороне — об этом «позаботилась» компания-генподрядчик «БалтСтрой», руководитель которой также задержан по громкому делу о коррупции в Минкультуры РФ.
Документация на завершение реставрации Преображенской церкви, подготовленная санкт-петербургской проектной организацией, которая с самого начала вела объект, поступила в музей в конце декабря прошлого года. Сейчас она находится на экспертизе у бывшего главного реставратора музея «Кижи» Николая Попова — в процессе анализа устраняются многочисленные недочеты, и пока невозможно точно сказать, когда работа будет завершена. Затем проект должен пройти утверждение в Минкультуры РФ. Оценивается завершающий этап реставрации более чем в 250 миллионов рублей…
Где «собака зарыта»
Вот мы и подошли к тому месту, где, по всей видимости, «собака зарыта». Итак, прежний директор музея «Кижи» удален, учреждением руководит «эффективный менеджер» Нелидов, профессиональный коллектив деморализован, отлаженная годами реставрация памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО остановилась… Более того, Нелидов пальцем не пошевелил для того, чтобы пролонгировать Адресную федеральную целевую программу по развитию музея «Кижи», благодаря которой в 2008–2014 году были получены средства на начало реставрации памятника Всемирного наследия — деньги из такой программы увести куда сложней. По сути, требовалось только обосновать получение средств на окончание реставрации, а там генподрядчик все бы устроил — по обкатанной схеме «БалтСтроя». Согласитесь, очень похоже на правду?
Тут надо отдать должное новому директору музея Елене Богдановой. По нашей информации, она не собирается идти на поводу у чиновников минкультуры РФ и полна решимости отстаивать точку зрения экспертов ЮНЕСКО: реставрацию Преображенской церкви должен завершить прежний подрядчик. Но когда реставраторы вернутся на памятник, учитывая разразившийся скандал и возможные его последствия — большой вопрос. Денег из-за разборок с коррупционерами могут не дать и в этом году, а деревянный памятник больше ждать не может!
Татьяна СМИРНОВА|
член Общественной палаты Карелии, журналист|
Источник: онлайн-журнал «Черника»
Мнения экспертов
Андрей Рогалевич, председатель комитета парламента Карелии по образованию, культуре, спорту и делам молодежи:
«Аресты высокопоставленных чиновников министерства культуры для большинства специалистов не оказались сенсационной новостью. На мой взгляд, это было предсказуемо. Уж больно много вопросов накопилось к федеральному министерству. Лично меня возмущает, хотя следственные мероприятия еще идут и судом не вынесено обвинительное решение, что памятники истории и культуры стали своего рода средством наживы и обогащения. Что касается отставки министра культуры Мединского, думаю, решение должен принять президент и председатель правительства РФ. И чем быстрее это будет сделано, тем быстрее можно будет остановить начавшуюся катастрофу, в результате которой мы потеряем нашу великую культуру».
Эльвира Аверьянова, бывший директор музеязаповедника «Кижи»:
«После арестов высокопоставленных чиновников министерства культуры РФ руководитель этого ведомства Мединский на вопрос о громком коррупционном деле, в котором подозреваются его заместитель и ряд других высокопоставленных чиновников заявил, что он «в шоке». Выглядит министр ничтожным и жалким, делает вид, что ничего не знал. Конечно, это — вранье!
По данным следствия, эта коррупционная история тянется с 2013 года, тогда же произошли все печальные события в музее «Кижи». Известно, что в декабре 2012 была организована встреча Мединского с Нелидовым и Романовым, и уже 25 января 2013 экс-губернатор Карелии был назначен директором. Как выразился Мединский, ему был нужен «эффективный менеджер», который, кстати, был на тот момент занесен в список коррупционеров Международного антикоррупционного комитета…
Анализируя происходящее, делаю вывод, что коррупционный скандал в министерстве культуры России не случаен. Предполагаю, что уже тогда музей «Кижи» рассматривался как объект реставрации с большими государственными бюджетными вложениями. Схема этих с позволения сказать «реставраторов» был четко продумана. Предполагаю, что в эту схему была внесена и Преображенская церковь. Иначе чем объяснить, что уже больше двух с лишним лет практически не ведутся реставрационные работы, не утвержден проект по продолжению и завершению реставрации, и — как итог — нет финансирования?
Можно много еще говорить об этом. Не хочется. Но все же об одном эпизоде 2013 года напомню. 1 октября директором Департамента культурного наследия Минкультуры России, который называют «хлебным департаментом», так как через него на реставрацию проходит более половины всех выделяемых министерству средств — это десятки миллиардов рублей, была назначена Юлия Зозулина, а через две недели она ушла в отставку по собственному желанию. При этом ее уход совпал с рядом громких коррупционных дел. Зозулина тогда заявила, что ее отставка связана с финансовой деятельностью министерства. Вот ее мнение дословно: «Когда я стала руководить департаментом, то у меня появилась возможность ближе познакомиться с финансовой деятельностью министерства. Мне хватило недели, чтобы убедиться, что многие подозрения, высказываемые, в том числе, и в прессе, верны. Я не хочу иметь с этим ничего общего».
И тогда, и сейчас всякий уважающий себя человек ушел бы в отставку, а делать вид и нагло смотреть в глаза народу, как это делает Мединский, говорить, что он ничего не знал, смешно, страшно, стыдно.
Мединский, читайте Евтушенко, который посвятил стихи нашему замечательному краю:
«Постоять у Кижей — наказание красотой, цепляющей взор,
Там, где в озеро по сказанию мастер Нестор закинул топор,
Но потомки, наверно, добудут еще этот самый топор для боев
Ибо стольким Горынычам будущего не успел отрубить он голов…»
Николай Попов, главный реставратор музеязаповедника «Кижи» с 2002 по 2013 годы:
«Последние события, связанные с коррупцией в области реставрации памятников архитектуры России, которой руководит министерство культуры РФ, заставляют задуматься о второй стороне одной медали — это неграмотность и непрофессионализм руководства. Это особенно видно на примере Преображенской церкви на острове Кижи, которая неграмотными и непрофессиональными действиями министерства культуры РФ и управленцами музея «Кижи» под руководством случайного в музейном деле господина Нелидова завели в тупик реставрацию памятника Всемирного наследия.
Об этой реставрации говорили и спорили десятилетиями, десятилетиями многие институты и коллективы искали решение вопроса. И, в конце концов, в результате благоприятного стечения многих обстоятельств этот процесс пошел, и к 2013 году были выполнены работы по трем наиболее трудным нижним реставрационным поясам церкви, включая и подземные фундаментные работы. Главное, что к этому времени были собраны и подготовлены реставрационные кадры высочайшего класса как в управлении, так и непосредственно исполнители. Была создана и четко заработала производственная структура из нескольких подрядных организаций во главе команды реставраторов музея «Кижи». Все было настроено с учетом сезонности работ, поиском, заготовкой и своевременной доставкой на остров уникальных материалов, подготовкой проектной документации по соответствующим этапам и т.д. Всего не перечислишь.
И все это за три года разрушено. Одни люди создавали, двигали, искали и находили способы реализации этого сложнейшего проекта. Другие же, пришедшие в Минкультуры РФ, не задумываясь «навяливали» новой команде музея, управляемой несведущим человеком, свои силовые решения, которые не отличались грамотностью и, видимо, чистотой их замыслов.
Результат мы видим. Как организации-подрядчики разошлись кто куда. Даже работают в Вологодской области, так как в Карелии, видимо, уже все сделано. Какой маразм! Виноваты в этом случайные люди, которые потом уйдут — они уже сейчас разбегаются в разные стороны (в том числе попадают за решетку). И кто же ответит за эти действия, которые не менее чем коррупция, по моему мнению, являются преступными?».
NB!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, в Москве начинает разгораться другой скандал, связанный с наплевательским отношением властей к объектам культурного наследия. Как следует из заявления Общественного движения «Архнадзор», правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, «сочла целесообразным» передать Федеральному фонду содействия жилищному строительству двух земельных участков общей площадью свыше 1 млн. квадратных метров из земель Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Тем самым, как считают в Архнадзоре, высшие чиновники Российской Федерации либо не знакомы с охранным законодательством, либо инициируют его попрание, либо готовят урезание границ особо ценного объекта наследия народов России, каковым является Академия. Кстати, петицию о недопущении застройки Мичуринского сада и опытных полей Тимирязевки на момент публикации заявления Архнадзора подписали более 35 тысяч человек.