В новый, 2024-й, год Союз журналистов России вступает с новыми правилами участия в своей главной премии — «Золотое перо России»
Под занавес минувшего года Союз журналистов России обнародовал новые условия для коллег, желающих поучаствовать в конкурсе на соискание главной премии в сфере журналистики — «Золотое перо России».
Как известно, СЖР проводит ее с 1996 года, однако впервые на премию могут подать заявку самостоятельно как журналисты, так и редакции СМИ. При этом, если раньше решение о номинантах премии принимали члены жюри, то с 2023 года этим будет заниматься Экспертный совет из числа секретарей СЖР — профессионалов в своих областях журналистики.
Но главная сенсация заключается в другом. Отныне за участие в борьбе за звание «Золотое перо России» в каждой из номинаций придется, проще говоря, платить. В случае, если журналист выдвигает себя сам — он вносит так называемый регистрационный взнос (так это называется официально) из собственного кармана. А если это делает редакция, журналистская первичка, региональное отделение СЖР либо иная общественная организация — регистрационный сбор выплачивается из бюджета организации, выдвинувшей потенциального кандидата на получении премии в той или иной номинации.
За рамками новых правил остаются всего две номинации — «За храбрость при исполнении служебного долга» и «Научная журналистика». Понимать это следует очень просто: регистрационный взнос по этим номинациям не взимается по вполне уважительным причинам.
Подробнее о нововведениях вы можете прочитать на специально открытом Союзом журналистов сайте премии — goldenpenaward.ru. А вот лично мне было интересно услышать мнение о неожиданной и где-то даже сенсационной реформе председателя СЖР Владимира Соловьева. Вот что, в частности, заявил Владимир Геннадиевич в эксклюзивном интервью для «Нового вторника»:
— На самом деле, это был очень непростой вопрос для нас. Объявленная Союзом реформа, действительно, больше похожа на сенсацию, особенно по части ее материальной составляющей. Несколько десятилетий обходились без нее — и вдруг… Не все, однако, знают, что за годы, прошедшие со дня учреждения премии «Золотое перо», Союзу высказывалось довольно много претензий по поводу прозрачности отбора кандидатов на эту премию (впрочем, и на другие — тоже). В этом смысле хочу честно признаться: действительно, они иногда отбирались достаточно спонтанно. Мы решили упорядочить эту процедуру, сделать так, чтобы было как можно больше представителей регионов, ведь они же — опора Союза.
Что касается регистрационного взноса, то я понимаю, что нас могут за это ругать, но мы хотим сохранить определенный уровень премии, чтобы было представительство регионов. Это не значит, что мы продаем «Золотые перья» и другие номинации. Мы делаем так же, как это делают все другие крупные конкурсы и кинофестивали. Оплачивать сумму будут те, кто выдвигают журналиста. Все это будет по безналичному расчету, официально, с уплатой всех налогов.
Мы предприняли этот шаг не потому, что решили подзаработать на проводимых СЖР конкурсах, как может подумать кто-то из коллег. У нас, работников центрального аппарата Союза, вместе с ежедневно меняющейся политической и социально-экономической ситуацией росло понимание того, что мы рискуем в ближайшей перспективе не справиться с тем форматом и с тем уровнем конкурса, который мы всегда проводили. Имею в виду привычную обстановку на церемонии награждения лауреатов премии «Золотое перо». Это, как правило, роскошный зал, богато и изыскано накрытые столы, а на сцене — именитые артисты эстрады. Специально для главной премии мы заказываем и изготавливаем красивые награды, я уже не говорю про сами «Золотые перья» — они делаются из чистого золота.
Цель объявленной реформы — предложить творческим личностям определенный ценз. А дабы нас не завалили заявками, мы предусмотрели достаточно строгую процедуру выдвижения, строгий коэффициент по годам работы, по разным категориям. И каждое выдвижение на любую из номинаций будет сопровождаться некоторой суммой денег, которые пойдут на производство самих «Золотых перьев», на церемонию, на концерт. Если что-то останется, отправим в Фонд помощи нашим журналистам-ветеранам. И так, повторяю, делают организаторы очень многих премий, в том числе широко известный ТЭФИ, другие кинофестивали.
— Установлено ли какое-то соотношение кандидатов в лауреаты премии «Золотое перо» из регионов и из Москвы? — спрашиваю у Соловьёва.
— Такой установки мы не вырабатывали. Просто будем изучать все характеристики. И выбирать самых харизматичных и талантливых.
«Мы решили дать возможность всем российским журналистам принять участие в этой легендарной премии и сделали ее открытой. Журналистика меняется, как и ее главные герои. Имена тех, кто внес большой вклад в российские медиа, мы узнаем в конце марта наступившего года в Москве», — сказал в заключении председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв.
Леонид АРИХ