В обществе с новой силой разгораются споры по поводу горькой доли работающих пенсионеров
Кто-то спросит: «Почему горькой?». Напомню тем, кто подзабыл.
В приснопамятном 2016 году у работающих пенсионеров взяли и отняли индексацию, о чем мы не раз писали. Впрочем, официально, если следовать букве указа президента Путина, эта формулировка звучала не столь категорично, оставляя трудягам-пенсионерам сумрачную надежду на чудо — в указе сказано, что с 1 января 2016 года индексацию горемыкам только приостанавливают. До лучших, так сказать, времен. Каких именно, увы, не уточнили. Зато подсластили горькую пилюлю обещанием, что, «если пенсионер прекращает работу, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются с учетом индексации и других корректировок, имевших место в период осуществления работы».
Уж сколько раз твердили миру…
С тех пор много воды утекло, а сама тема успела набить оскомину. Тем не менее, то одна, то другая партии из года в год продолжают то и дело толочь воду в ступе, требуя от имени обиженных работников вернуть украденные деньги. В некоторых случаях эти досужие разговоры принимают даже характер законопроектов с просчитанным до копейки бюджетом, но дальше кабинетов на Моховой не уходят и чаще всего заканчиваются гневной отповедью правительства устами незабвенного Владимира Семеновича: «А где деньги, Зин?».
Опять… не двадцать пять
И вот — старая новая инициатива со стороны депутатов Госдумы от партии ЛДПР. Они в очередной раз сочинили законопроект с предложением вернуть индексацию работающим пенсионерам. Правда, на сей раз внесли в ставшую вечной тему своеобразную изюминку (как они, наверное, считают), предложив вернуть серьги, то бишь индексации, не всем сестрам, а только избранным из них. По мысли либералов, это должны быть пенсионеры, работающие в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, в системе социального обслуживания.
«Проектируемые положения, — говорится в пояснительной записке ЛДПРовцев к своему законопроекту, — направлены на восстановление с 1 января 2024 года выплаты страховой пенсии пенсионерам, работающим в указанных сферах, в полном размере исходя из актуальных на указанную дату размеров стоимости одного пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных с учетом всех произведенных, начиная с 2016 года, индексаций».
Вас здесь не стояло
Иными словами, депутаты от ЛДПР взяли на себя право разделить работающих пенсионеров на некие группы по социально-производственному признаку. До них, правда, это пробовали сделать представители КПРФ, предлагавшие таким же образом выделить в особую касту работающих пенсионеров с инвалидностью (законопроект № 443486-8 «О внесении изменений в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» в части возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам, являющимся инвалидами»).
Трудно возразить, что представителям этой социальной категории ох как нелегко в нашем обществе. Не вызывает также сомнений, что и бюджетники, занятые в самых горячих сферах жизни, нуждаются во всяческой, в том числе материальной поддержке. Но почему дворники, сталевары или труженики села, вышедшие на пенсию, но продолжающие трудиться на благо Родины, должны занимать отдельную от таких же, как они, пенсионеров очередь на возвращение законно заработанных рублей?
Этим же вопросом, похоже, задается и федеральное правительство в ответ на аналогичные предложения парламентариев и общественных организаций. Во всяком случае именно так следует понимать губернатора Калининградской области Антона Алиханова. На заседании президиума Госсовета РФ в Великом Новгороде 21 сентября, посвященном развитию рынка труда в России, он рассказал, что возглавляемая им в Госсовете комиссия по малому и среднему предпринимательству предложила вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам, что, по мнению Алиханова, позволит частично решить проблему дефицита кадров. При этом Алиханов добавил, что изначально это предложение касалось медработников и специалистов системы образования. Но, признался выступающий, «коллеги из правительства РФ нас поправили, что делить здесь людей по категориям, по отраслям нельзя…».
Уравнять в правах — это не уравниловка
А что тогда можно? — возникает еще один вопрос. Хотя и на него, как видно из выступления Алиханова, у правительства созрел (или укрепился?) собственный ответ: «…нужно будет принимать общее решение».
Никто не спорит: проблему работающих пенсионеров невозможно решить по мановению волшебной палочки и, тем более, в мгновение ока. Особенно с учетом текущего момента, в условиях жестких санкционных мер со стороны США и их сателитов. Но в потоке чисто популистских законотворческих инициатив высказываются и вполне здравые идеи.
В этом смысле стоило бы, на мой взгляд, прислушаться к мнению Сергея Миронова, руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду». Выступая на пленарном заседании Госдумы 19 сентября, он, в частности, подчеркнул, что, «если по каким-то причинам не может быть проведена индексация пенсий работающих пенсионеров, давайте освободим работающих пенсионеров… от уплаты налога на доходы физических лиц».
Вполне логичным в этом ряду представляется также инициатива Законодательного собрания Ленинградской области, предложившего установить для всех работающих пенсионеров ежегодный пересчет пенсии максимум на десять баллов, а не на три, как это сейчас делается. Иными словами, если учесть, что с 1 января 2023 года 1 пенсионный балл равен 126 рублям 13 копейкам, максимальная прибавка к пенсии работающего пенсионера с 1 августа текущего года (дата ежегодного перерасчета пенсий. — Ред.) составит 378 рублей 39 копеек в месяц. Не густо, мягко говоря. А если строго — курам на смех. При этом индивидуальный пенсионный коэффициент для не достигших пенсионного возраста ежегодно удерживается на уровне аж 10 баллов. Невероятно — но факт.
Понятно, что любое из прозвучавших за эти 7 лет (с 2016 года, когда работающих пенсионеров лишили индексации. — Ред.) предложений в поддержку «соблазненных и покинутых» — будь то полное возвращение работающим пенсионерам индексаций или частичное возмещение утраченной ими выгоды в виде повышения ИПК, освобождения от НДФЛ и других рычагов требует от правительства значительных бюджетных затрат. Понятно также, что в нынешних условиях, когда, согласно проекту федерального бюджета на 2024 год, доля расходов на так называемую социалку оказалась самой низкой за последние 12 лет (21,1% против 28), рассчитывать на безоговорочное решение проблемы работающих пенсионеров нельзя. Тем кощунственнее на этом фоне звучат предложения облагодетельствовать только определенные группы работающих пенсионеров. Кроме сумятицы в обществе, и без того раздираемом противоречиями, эти «призывы в пользу бедных» вряд принесут что-то позитивное.
Леонид АРИХ
работающий пенсионер