До поры никому не известная модистка из Макеевки добилась мирового признания и теперь мечтает о возрождении старинного промысла в масштабах всей России. Кто ей в этом поможет, если не родное правительство!?
Но начнем мы с события, которое буквально на днях состоится в столице.
С 18 января по 4 февраля в Гостином дворе при поддержке президентского фонда культурных инициатив пройдет IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия». А откроет эту крупнейшую экспозицию, демонстрирующую все разнообразие декоративно-прикладного, ювелирного искусства и народных художественных промыслов России мастер из Донбасса Алина Ив показом собственной коллекции шляп «Аристократическая Россия».
Чтобы понять, почему столь высокое доверие организаторы форума оказали именно макеевскому дизайнеру шляп Ивашиненко (это настоящая фамилия мастерицы, а Ив — производный от нее творческий псевдоним), не мешало бы узнать подробности ее биографии. Что мы и сделали, поговорив, во-первых, с самой Алиной Владимировной, а во-вторых, погрузившись в историю этого древнего ремесла, представительниц которого в старину называли модистками. Для Алины же моделирование и пошив шляп оказалось делом семейным, а сама Алина стала модисткой в третьем поколении.
— Первоначально идея о шляпах возникла у моей бабушки, лет восемьдесят назад, — рассказывает Алина. — Таким неожиданным образом она решила зарабатывать себе на жизнь. Моя мама пошла по ее стопам и примерно с 2000 годов тоже начала заниматься пошивом шляп. На фестивале «Текстиль и мода-2002» мама скромно стояла в зале со своей выставкой, и ей даже во сне не могло присниться, что в тот самый день ее жизнь круто изменится, Ведь именно тогда ее заметил известный кутюрье Вячеслав Зайцев, который в те времена ежегодно посещал Донецк. Вячеслав Михайлович пригласил маму на сцену, во всеуслышание признав ее талант, и это было для нее самой высокой наградой.
Иными словами, выбор профессии уготовила Алине сама судьба. Сначала, окончив университет, Алина сосредоточилась на финансовых вопросах развития семейного бренда. Но чем глубже девушка вникала в товарно-денежные отношения, тем больше увлекала ее творческая составляющая процесса. И очень скоро Алина, сама того не замечая, с головой окунулась в сказочное ремесло. Причем, настолько поднаторела в этом искусстве (а по-другому создание шляп, ставшее делом всей жизни, и не назовешь), что уже пишет книгу об истории собственного бренда, о котором знают далеко за пределами не только Донбасса, но и России.
Эксклюзивные шляпы Алины Ив носят жены президентов и политиков, известные звезды шоу-бизнеса и другие медийные личности.
— Некоторые экземпляры мы даже отправляли в Англию, тогдашней королеве Елизавете II, — вспоминает Алина, — но из-за известных событий на Украине посылка, скорее, не доехала до адресата.
Зато доподлинно известно, добавим уже от себя, что шляпы Alina Iv Millinery замечены в гардеробе другой монаршей особы — герцогини Кембриджской Кэтрин. А это кое-что да значит!
За десяток неполных лет Алина Ивашиненко из мало известной Макеевки смогла превратить семейное и по сути кустарное ремесло в популярное мини-производство, а собственное имя — в мировой бренд под логотипом Alina Iv. Кроме того, она основала школу искусства шляп «MILLINERY HATS SСHOOL», стала амбассадором Международной выставки головных уборов «Chapeau», организатором Moscow Horse Resign. А еще — прародителем международного, благотворительного звездного АРТ-календаря Magic Hats Calendar Alina Iv. На нем мы остановимся чуть подробнее, ибо это — товар поистине штучный в прямом смысле слова. Потому что является коллекционным изданием, посвященным искусству шляп, и выпускается ограниченным тиражом.
Алина замыслила его как ежегодный благотворительный и некоммерческий проект. В его реализации приняли участие легендарные люди искусства, профессионалы своего дела — такие, как Вячеслав Зайцев, Никас Сафронов, Алена Хмельницкая, Григорий Потоцкий, Нонна Гришаева, Юлия Благая, Наталья Толстых и другие значимые в своей сфере фигуры.
Новый, уже 4-й по счету, выпуск АРТ-календаря — Magic Hats Calendar Alina Iv 2024 — целиком посвящен легенде советского кинематографа и эстрады, Народной артистке СССР Людмиле Гурченко. В нем запечатлены самые яркие образы знаменитой артистки в шляпах бренда Alina Iv. Презентация календаря ожидается в конце января, так что желающие узнать подробности 4-го выпуска могут это сделать, что называется, вживую.
Мы же вернемся к нашей главной теме и поговорим, что больше всего заботит талантливого дизайнера шляп Алину Ив и какие проблемы беспокоят эту очаровательную «просто женщину» — Алину Владимировну Ивашиненко.
— Сейчас меня, действительно, меньше всего заботит так называемый пиар, — говорит мастерица. — А вот будущее самого ремесла, исстари существовавшего в России, волнует все больше и больше.
И основания так болезненно переживать за свою профессию у Алины Ив — модистки не по образованию, а по призванию — имеются, и довольно серьезные.
Как подчеркивалось на заседании круглого стола «Возрождение шляпного дела в России», организованного в декабре 2023 года московским Землячеством донбассовцев, с началом перестройки в шляпной индустрии России произошли почти катастрофические изменения. Прекратили существование научно-производственные объединения, которые разрабатывали и производили оборудование для фетрового производства. Закрылись учебные заведения, готовившие кадры для предприятий пошива головных уборов. Ушли в небытие фабрики, выпускавшие «основу» шляпного производства — колпаки. Последней каплей развала этой важной индустрии стало закрытие шляпных ателье индивидуального пошива.
Тем не менее, окончательно умереть шляпному делу в России не дают (и вряд ли позволят в дальнейшем) такие энтузиасты, как наша героиня, но…
«Того, что я сделала и продолжаю делать, чрезвычайно недостаточно, особенно в масштабах такой огромной страны, как Россия», — считает Алина Ив — кстати, член правления РОО «Землячество Донбассовцев». И предлагает принять неотложные меры в целях возрождения шляпного производства как отдельной отрасли легкой промышленности, если соответствующее производство, дай-то бог, еще существует в экономике нашего государства.
В первую очередь, Алина ставит вопрос (и совершенно уместный, как утверждают специалисты этого дела — участники круглого стола) о подготовке кадров для будущей отрасли. Причем первые практические шаги в этом направлении уже сделаны.
Так, на базе Московского экономического института (МЭИ), уже начиная с этого года, Алина Ив будет вести эксклюзивный курс мастерства шляпного дела на кафедре дизайна. В стенах этого же вуза Алина (при активном содействии институтского руководства) запускает дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки «Дизайн и моделирование одежды в сфере головных уборов)», рассчитанную на 260 часов для слушателей, имеющих высшее (непрофильное) образование. Примерно такая же программа, но на 72 часа, предусмотрена для дизайнеров одежды и других специалистов отрасли, а также для детей с целью развития у них творческого мышления и навыков шитья.
Речь в конечном счете, по замыслу Алины со товарищи, должна идти о возрождении шляпного дела в России, а значит — и о возвращении профессии модистки, как бы ее ни назвали спустя много лет благодарные наши потомки. Это, в свою очередь, откроет широкую возможность замещения импортных товаров отечественными изделиями, не уступающими в качестве. Очень важно, считает Алина Ив, популяризировать традиции ношения головного убора в стране и потихоньку — шаг за шагом, цех за цехом, от малого предприятия к большому — налаживать отечественное производство головных уборов, от дамских изысканных шляп до обычных шапок и фуражек.
В конце концов стартовой площадкой будущего производства можно сначала сделать Донбасс, а потом и другие присоединившиеся к России территории Новороссии. Ведь призвал же сам Путин «сделать все, чтобы как можно быстрее интегрировать эти исторически российские земли… в экономическое, правовое, образовательное пространство нашей страны». Рабочие кадры здесь точно найдутся, а уж мастера и подавно. И потом, у самой Алины Ив уже выросли свои ученицы и ученики — на несколько производств хватит…
Дело за малым — начать. Ну, что — попробуем?
Леонид АРИХ