Цены на мясо курицы бьют исторические рекорды. Почему?
Судя по тому, что Россия до сих пор практически всех суточных цыплят и инкубационные яйца получает из-за границы, ситуация будет только усугубляться.
Курятина — социально значимый и некогда самый доступный по цене продукт, который занимает первое место в рационе россиян. Добавим — очень полезный, диетический. Однако в последнее время ситуация резко изменилась.
До недавнего времени все шло неплохо. Обеспеченность россиян отечественным мясом птицы составляла почти 90%. Некоторые регионы строили на курице свою экономику. В лидерах были Тамбовская, Белгородская области, республики Мордовия и Марий Эл. Теперь все иначе. Этим летом цены на курятину так взлетели, что мясопроизводители стали заменять ее в колбасе свининой. Стоимость филе грудки в магазинах некоторых регионов достигла 460–500 рублей. Дороже свинины!
Когда стали появляться такие ценники, возникли закономерные вопросы. На самом высоком уровне в том числе. Так, недавно под отчаянное кудахтанье из курятника прошло совещание правительства с участием губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и главы Министерства сельского хозяйства Дмитрия Патрушева. «Дмитрий Николаевич, то, что вы из курятника с нами общаетесь, это здорово. Это оживляет нашу встречу с правительством. Но чего курятина-то так подорожала? Мясо птицы у нас с начала года выросло больше чем на 27 процентов», — спросил президент России Владимир Путин и получил ответ от руководителя Минсельхоза: «Предпосылок для увеличения цены, в принципе, экономически особо нет никаких».
Как же так? Предпосылок нет, а цена на курятину поднимается как на дрожжах. Прямо чудеса какие-то! А может, глава Минсельхоза не знает, что практически всех своих цыплят мы выращиваем из привозных яиц? Ведь даже Росстат в начале ноября подтвердил: с начала года куры подорожали на 28,5%, и, как бы Патрушев ни пытался нивелировать ситуацию, проблемы есть.
Из-за курсовой разницы валют курицу, индейку и утку стало выгоднее продавать за границу, чем внутри страны, и крупные игроки не упустили этой возможности, начав поставлять мясо птицы в Китай, на Ближний Восток, в ряд азиатских и африканских стран. Экспорт вырос вдвое, а выручка от него увеличилась почти в пять раз. Недавно этой статистикой гордились, а сейчас это повод для тревоги. Если на внутреннем рынке в прошлом году цены на курятину росли скромно и один раз (скачок до 191 рубля за кило был в апреле 2022-го, но потом стоимость упала до 169,69 рубля за пару недель), то в этом году индекс курицы из месяца в месяц удивлял и аналитиков, и население. В результате в октябре средняя цена по России за охлажденную и замороженную курятину дошла до рекордных в современной истории страны 229 рублей. На местах ситуация в разы круче. Наши читатели из Нижнего Новгорода покупают килограмм филе курицы за 370 рублей, из Челябинска — за 390, из Москвы — за 458, из Хабаровска — за 468. Куриные окорочка в Хабаровске и вовсе стоят 539 рублей за кило! Индейка в Нижнем Новгороде подорожала с 340 рублей за килограмм в июле до 460 рублей в октябре.
В отличие от главы Минсельхоза, производители курятины причины для увеличения себестоимости производства и роста цен видят невооруженным глазом.
Первая — снижение курса рубля, из-за чего подорожало все импортное, начиная с оборудования и ветпрепаратов и заканчивая кормами. Но самое главное, конечно, семенной материал, который мы до сих пор везем из Голландии. А если завтра не дадут, то наши яйца вообще станут золотыми…
Вторая — рост издержек производства в условиях инфляции (стали дороже транспорт, топливо, энергоносители, логистика из-за рубежа). Третья — весенняя вспышка птичьего гриппа в 24 регионах и мор птицы на некоторых птицефабриках.
После вопроса, чего курятина-то так подорожала, заданного самым главным человеком в стране, Минсельхоз подготовил проект постановления о введении временного запрета на экспорт из России курятины. По замыслу ведомства Патрушева, запрет этот введут с декабря и только на полгода. Кроме того, Минсельхоз предлагает на будущий год ввести беспошлинную квоту на ввоз некоторых видов курятины в размере до 160 тыс. тонн.
Еще до недавнего «совещания из курятника» ситуацию взяла на контроль и Федеральная антимонопольная служба. Призвав производителей-монополистов к социальной ответственности и запугав штрафами, она отрапортовала о том, что крупные игроки отрасли готовы снижать цены на тушки бройлера. Снижение и правда есть, но его можно разглядеть разве что через лупу — 0,7–0,9%.
Так что же получается: заблокируем временно экспорт и цены на курятину упадут? Если эффект и будет, то краткосрочный, ведь такой запрет даст отрасли меньше денег и в перспективе вызовет новые предпосылки для роста цен. Да и другие проблемы, возникшие у производителей, никуда не денутся. Объективно негативных факторов накопилось столько, что добиться снижения цен вряд ли получится. Вы вообще помните, какие продукты подешевели за последние лет десять? А если все вокруг дорожает, почему мясо птицы должно дешеветь?
Елена ХАКИМОВА