Жить лучше и веселее миллионам россиян помогают манипуляции со статистикой.
Чиновники правительства, как могут, работают над улучшением ситуации в стране и твердят — «экономика набирает обороты», что непременно подтверждается цифрами. Но возникает подозрение, что они, мягко говоря, преувеличены. Так стоит ли полагаться на официальные данные и почему в последнее время доверять им все сложнее — разбиралась наш корреспондент.
Росстат критикуют все кому не лень — от экспертов в области экономики и ученых до рядовых граждан, которые, слыша выкладки статведомства о размерах своих зарплат и инфляции, приходят в негодование: в первом случае от высоких цифр, во втором — от низких. Но как бы кто ни относился к статистике, «других писателей у нас для вас нет», а самому Росстату непросто собирать качественную информацию на фоне теневой экономики, приписок региональных чиновников-респондентов, секретных госрасходов, ухода предприятий и граждан от налогов, нелегального рынка труда и товаров.
И потом, даже с учетом объективных трудностей сбора данных определенные события, произошедшие вокруг Росстата за последнее время, наводят на нехорошие размышления — того и гляди статистика из инструмента оценки экономической реальности превратится в заурядного пропагандиста не существующих успехов.
Лакировка действительности
Глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков предположил, что Росстат в новом статусе вынужден будет «лакировать истинное положение». С ним солидарен и экс-глава Федеральной службы госстатистики Владимир Соколин, на собственной шкуре испытавший все прелести подчинения МЭР: «У министерства, которое является главным пользователем статистических данных, которое занимается составлением отчетов и прогнозов, появляется соблазн поруководить статистикой в нужном ему направлении. К сожалению, среди российских чиновников сегодня много фердыщенок, убежденных в том, что предназначение статистики — веселить начальниково сердце».
Игры в цифры
Как бы там ни было, сегодня мы имеет то, что имеем: МЭР, отвечающее за экономический рост, пользуется статистикой Росстата, а тот, в свою очередь оценивает ведомство, которому же и подчиняется. Не потому ли данные о нашей экономике становятся все оптимистичнее?
18 июня Росстат опубликовал свежий пакет статистики по промышленности, в котором аннулировал данные, свидетельствовавшие о стагнации производства в последние 1,5 года. По новой оценке, в прошлом году промышленность в России выросла не на 1%, а на 2,1% (в точном соответствии с прогнозом Минэкономразвития). Данные по текущей ситуации были улучшены втрое: оценка роста за апрель поднялась с 1,3% до 3,9%, а ускорение на май оценено в 3,7% — вдвое больше, чем в Евросоюзе, и на 0,3 процентного пункта выше, чем в США. Объемы выпуска в несырьевых отраслях — на фабриках и заводах обрабатывающего сектора — пересмотрены: вместо 0,2% — 2,5%. Разница — 12,5 раз.
Министр экономического развития Максим Орешкин объяснил такие метаморфозы получением годовых данных о малых и средних предприятиях и уточненная статистика по крупному бизнесу. Эксперты сразу засомневались в объективности новых данных. Изменение показателя роста вдвое без корректировок методик, а лишь в результате досчета они назвали перебором, попутно отметив, что либо вся методика расчета промышленности, начиная от сбора первичной информации, никуда не годится, либо присутствуют манипуляции со статистикой.
Куда кривая выведет
Что еще зафиксировал Росстат за последнее время? В мае этого года — рекордный за четыре года скачок уровня жизни! Оказывается, реальные располагаемые доходы населения — сумма, которая остается на руках после вычета инфляции и всех обязательных платежей — в апреле подскочили на 5,7%. В номинальном выражении россияне разбогатели на 8,2%, а реальный рост благосостояния — с учетом инфляции — стал рекордным с мая 2014 года.
Вот еще. За июнь текущего года резко выросли зарплаты. В среднем каждый работающий россиянин получил прибавку в 10,2% и зарабатывал в среднем 43550 руб. в месяц. Согласно Росстату, оклады в больницах и поликлиниках подскочили на 30%, в школах и вузах — на 15%, в библиотеках, музеях и архивах — на 26%.
Как говорится, все чудесатее и чудесатее, при том, что большинство россиян никакого улучшения не заметило, а проведенный ВШЭ опрос показал: доля тех, кто ощутил улучшения на практике не растет — в марте таких было 13% против 10% год назад. Еще 27% и вовсе констатировали ухудшение материального положения, а РАНХ и ГС в своем майском «Мониторинге» отметил, что почти все деньги люди тратят, а норма сбережений упала до минимума за 18 лет.
Статслужба продолжила радовать и своими прогнозами. Так, к концу первого этапа пенсионной реформы (к 2024 году) продолжительность жизни россиян возрастет на пять лет: у мужчин до 73,3 лет, у женщин — до 82,1. Примечательно, что по данным того же Росстата за 2017 год, мужчины жили до 67,5 лет, а женщины до 77,6 лет. Эти цифры усредненные, и присмотревшись к ним внимательнее, окажется, что до 65 лет мужики доживали только в 37 субъектах Федерации из 85.
По данным Всемирного банка, в России самая высокая в мире смертность мужчин до 65 лет — 43%. Однако для готовящейся в России пенсионной реформы эти показатели не указ. Росстат сказал, что к 24-му году мужское население страны будет жить до 73 лет, значит, будет.
С демографией у нас тоже, к слову, все отлично. В прогнозе Росстата до 2035 года численность населения России определялась на уровне 2017 года (147 млн человек плюс-минус несколько процентов), а в июле 2018-го были обнародованы уже другие данные: к 2036 году ожидается увеличение численности населения до… 157 млн человек. За счет чего произойдет такой всплеск, не уточняется. Наверное, рожать начнем больше, а жить, как сказано выше, дольше.
Вместо эпилога
Россияне уже давно оценивают жизнь своим мерилом и посмеиваются над официальной статистикой, но когда речь идет об управлении экономикой страны, то опора на официальные данные — совсем другое дело. Это все равно что вести корабль по неверным картам. Велик риск сесть на мель и разбить судно.
В российской статистике накопилось немало проблем. Чем дольше откладывается их решение, тем более искаженной будет картина окружающего нас мира.
Елена ХАКИМОВА