Почему и без того скандально известное пальмовое масло стало причиной небывалых страстей на… мировом авиационном рынке.
На недавно прошедшем инвестфоруме в Бангкоке премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад заявил, что если Евросоюз откажется от импорта малайзийского пальмового масла, то его страна ответит зеркально — перестанет покупать в ЕС самолеты и начнет экспортировать их из России.
Казалось бы, какая связь между самолетами и тем, что Россия завязнет в пальмовом масле? А связь есть. По законам Малайзии часть суммы любого международного контракта должна быть выплачена поставщику не деньгами, а местными продуктами, и еще с конца 90-х как минимум треть общей стоимости покупаемой у нас военной техники Малайзия оплачивала именно пальмовым маслом. Вот и сейчас Россия готова продавать Малайзии Су-35, МиГ-35, и другую технику, и вряд ли ради этого один из крупнейших производителей пальмового масла в мире отступится от исполнения собственных законов. Ну не соглашаются они платить только деньгами — такой международный бартер поддерживает национальную экономику и малайзийских фермеров.
Экспорт пальмового масла, произведенного ими, — одна из главных статей дохода бюджета Малайзии. Для нее масло по-настоящему стратегический продукт — производство масла выступает драйвером развития отсталых и бедных сельскохозяйственных районов.
Внутренние проблемы азиатской страны мало волнуют европейцев. Их больше беспокоит экология. Причина бурных страстей и споров — в культивировании и производственной практике, связанной с пальмовым маслом. На сегодняшний день половина всех товаров, которые мы используем повседневно, содержит пальмовое масло — от бакалейных товаров до свечей, косметики, моющих средств и биотоплива.
После Индонезии Малайзия — главный поставщик этого продукта в мире, а высокая прибыль от его продажи побуждает производителей увеличивать площади выращивания деревьев, что приводит к беспощадной вырубке тропических лесов и нарушению природного равновесия. Согласно данным Всемирного фонда дикой природы, для посадки масличных пальм каждый час на планете вырубаются тропические леса площадью, эквивалентной 300 футбольным полям. Каждый час!
Такая порочная практика уже нанесла и продолжает наносить ущерб естественной среде обитания нескольких видов животных и растений, многие из которых в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, а с учетом темпов уничтожения лесов к 2022 году 98% тропических лесов Индонезии и Малайзии могут быть полностью уничтожены.
Такие душераздирающие последствия производства пальмового масла возмущают Брюссель. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, Евросоюз пытается выкручивать руки Малайзии — со следующего года намерен ввести ограничения на вредные эфиры в рафинированных жирах и маслах, включая пальмовое, а уже сейчас ограничил допустимую долю глицидиловых эфиров в сладостях и другой продукции, где используется растительный продукт.
В Европе уверены, что при высокотемпературной обработке, помогающей пальмовому маслу избавиться от его первоначальных цвета и запаха, в нем образуются глицидиловые эфиры. Это признанные канцерогены и мутагены, отрицательно влияющие на печень, почки, сердечно-сосудистую и половую системы.
Плюс ко всему ЕС планирует к 2030 году полностью прекратить использование топлива на основе пальмового масла. В ответ несговорчивая Малайзия, в которой из-за таких «ограничительных репрессий» лишатся средств к существованию порядка миллиона фермеров, выдвигает встречные условия — грозится отказаться от экспорта французских истребителей Rafale или Eurofighter Typhoon.
Россия никому ничем не угрожает и рада будет отправить в Малайзию свою военную технику. И ничего, что из Юго-Восточной Азии к нам приедут танкеры с маслом плодов пальмового дерева, — такие вот условия контрактов. А кроме того, отказываться от использования пальмового масла наша страна все равно не собирается, так почему бы не получить его по бартеру? И волки сыты, и овцы целы.
На мировом рынке сегодня практически невозможно найти продукт с более подпорченной репутацией, пальмовое масло по-прежнему продолжают активно использовать в пищевой, косметической, биохимической, топливной и других отраслях промышленности во всем мире. В России мнения о вредности пальмового масла для здоровья разделяются: одни специалисты уверены, что оно полезно для сердца и сосудов, другие считают, что ужаснее и вреднее продукта на свете нет.
Справедливости ради стоит отметить, что качественное пальмовое масло не так страшно, как его малюют. В нем содержатся витамины Е, А и коэнзим Q10, который несет молодость и энергию. На пальмовом масле хорошо жарить, потому что оно выдерживает высокие температуры и становится канцерогенным не так быстро, как подсолнечное.
Однако все эти факты добавляют плюсы пальмовому маслу, если оно тонкой очистки и находится в жидкой фракции. Но такое масло дороже, чем более дешевая твердая фракция — стеариновая, получаемая при пропускании через пальмовое масло водорода. Такое масло используется для изготовления мыла, свечей и смазывания прокатного металлургического оборудования, но, по заверениям некоторых экспертов, нередко гидрогенизированное растительное масло применяется и для приготовления продуктов.
Попадая в организм и не плавясь, этот жир, как пластилин, залепляет клеточные мембраны и сосуды, вызывая сердечно-сосудистые заболевания, диабет, онкологию и болезнь Альцгеймера. Хотя Всемирная организация здравоохранения призывает ограничить потребление насыщенных жиров (а пальмовое масло и есть те самые насыщенные жиры), но российские производители продуктов питания стараются как можно больше запихнуть их во все продукты, чтобы удешевить их себестоимость. Россияне обогнали по количеству потребляемого пальмового масла даже китайцев.
Елена ХАКИМОВА