Коронавирус вынуждает российских школьников периодически менять класс на комнаты с гаджетом.
Не всем пришлась по вкусу дистанционка — многие считают ее неэффективной. Хотя нас убеждают, что цифровизация образования неизбежна, родители выступают за классику — обучение детей в стенах школ.
Группа сервисов «Актион Образование» провела исследование среди родителей, пытаясь выяснить их отношение к образованию на удаленке. Более половины из 1400 опрошенных мам и пап из 65 регионов заявили, что дистанционное обучение провоцирует провал в знаниях детей и их беспрецедентное отставание по школьной программе. На минимальное снижение результатов надеются лишь 29% родителей. При этом каждый пятый из родителей отмечает неготовность учителей проводить онлайн-занятия.
В отличие от весеннего школьного локдауна, осенью большинство российских школ (72%) не стали уходить на дистанционку, несмотря на неформальную вторую волну пандемии коронавируса. На карантин из-за детей, подхвативших вирус, то в одном, то в другом городе закрывались отдельные классы или учебные заведения, а в Москве с середины октября учебу офлайн разрешили ученикам 1–5-х классов, а средние и старшие классы перевели на онлайн-обучение. Это вызвало не просто недоумение у взрослых, а настоящее негодование и в связи с тем, что власти не предоставляют точных данных о реальном количестве заболевших детей в возрасте 11–18 лет, что делает сомнительным обоснование онлайн-обучения, и в связи с тем, что в городе при этом продолжают работать рестораны, торговые центры и фитнес-клубы…
В конце прошлого года глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что ни одного случая распространения коронавирусной инфекции при обучении детей в школе не зарегистрировано. По ее словам, это уже много месяцев хорошо наблюдаемое явление. Получается, что школы являются самым безопасным местом для детей в нынешних условиях?
Невзирая на авторитетное мнение, власти в отдельных городах продолжают закрывать классы и школы или ставить учеников разного возраста в неравные условия. Такая дискриминация в том числе породила движение родителей, выступающих за очное образование.
«Мы против того, чтобы между дистанционным обучением, которое нам агрессивно навязывают, и традиционным образованием ставили знак равенства, — говорит основатель движения мама семиклассницы Илона Менькова, столкнувшаяся с негативными последствиями онлайн-обучения еще весной 2020 года. — Дистанционные формы образования, безусловно, имеют право на существование, но они не должны заменять собой обычную школу. Нам же чиновники говорят: учитель общается с детьми в режиме реального времени, значит, и образование очное, тем самым подталкивая к полномасштабному внедрению цифровой среды на постоянной основе. Но очное обучение и обучение с применением дистанционных технологий — это разные формы получения образования. Дистанционная форма обучения должна быть четко прописана в законодательстве как вспомогательная, а у родителей должно быть право решать, как будут учиться их дети».
Родители, чьих детей «ушли» из реальной школы, сомневаются в острой необходимости запирать учеников на удаленке. По их мнению, политика замены традиционного образования суррогатом в виде дистанционных технологий является вредительской: дети и знаний толком не получают, и дополнительные болезни зарабатывают, сидя дома.
«Мой ребенок не посещает онлайн-уроки, потому что я считаю, что толку от них никакого, а вред здоровью большой. В школе мне предложили самим заниматься по учебникам. Мы вынуждены были согласиться, но получается, что ответственность за обучение ребенка школа переложила на мои родительские плечи, — возмущена мама семиклассника Наталья. — Зачастую приходится тратить время на то, чтобы разобраться в материале и пользоваться дополнительными источниками информации, потому что школа не предоставляет методических пособий. Нанимать репетиторов по всем предметам — дорогое удовольствие, а поддержки со стороны властей в этом вопросе нет».
Кроме всего прочего, среди самых распространенных проблем, с которыми пришлось столкнуться ученикам и учителям во время дистанционки, слабая техника и интернет-соединение (перерывы в трансляции занимают учебное время, раздражают и утомляют), большое количество домашних заданий (некоторые преподаватели используют их контроль в качестве единственно доступного метода проверки знаний), а также отсутствие самоорганизации и мотивации у учеников (дети не умеют планировать и мыслить на перспективу, а если родители ходят на работу и не могут следить за детьми, школьники вообще не посещают онлайн-уроки).
«Мотивация не передается дистанционно, — уверен кандидат физико-математических наук преподаватель МГУ Николай Волков. — Учитель лишь при личном общении может заинтересовать учеников, и вспышку интереса нужно постоянно поддерживать, поэтому без учителя, присутствующего в классе очно, с мотивацией учеников возникают колоссальные проблемы».
Споры вокруг дистанционного образования продолжаются, но власти и чиновникам пора прекращать делать вид, что с онлайн-обучением школьников все нормально, и пускать пыль в глаза, заверяя, что даже на удаленке образовательная программа может быть выполнена в полном объеме.
Елена ХАКИМОВА