Из 200 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий России как минимум миллион находится во владении иностранцев!
В их руках не безродная почва, а востребованные поля на юге, в Черноземье, Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. И при этом нероссиянам в принципе запрещено иметь в собственности даже сотку земли для ведения аграрного бизнеса.
Как же так? А вот так: если нельзя, но очень хочется, то можно.
По закону, принятому еще в 2002 году, иностранец-физлицо не может владеть российской землей, а юрлицо лишено этого права, если в его уставном капитале больше 50% принадлежит иностранцам. В аренду землю брать разрешают, а в собственность — ни-ни. Но уж очень хотелось заезжим инвесторам зарабатывать на нашей благодатной земле, и они придумали, как обойти закон.
Говорят, что идею серой схемы, которая помогала это сделать, разработал экс-министр финансов и создатель Объединенной финансовой группы Борис Федоров. Если это так, то высокопоставленный чиновник буквально развязал руки тем, кто хотел продавать российскую пашню чужеземцам, но не мог проворачивать такие сделки, потому что был связан буквой закона. А схема заключалась в следующем.
Создавалась фирма А, в которой 60% капитала принадлежало российской компании Б, а 40% — иностранной В. Такое соотношение по закону позволяло брать землю в России в собственность. Потом иностранцы доставали туз из рукава — регистрировали за пределами РФ в каком-нибудь офшоре фирму Г, которая скупала 60% акций компании А, становясь полноправным ее владельцем, и начинала хозяйничать на земле. Ведь если закон о сельхозземлях запрещает иностранным компаниям и гражданам владеть землей, то он ни слова не говорит о «дочках» иностранных «дочек» — «внучках». Они не запрещены, а, значит, разрешены. При этом контролировать деятельность «внучек» сложно, учитывая количество офшорных компаний, которые были годами записаны в учредителях у многих российских компаний.
Как только на местах прознали о «дыре в законе», ее стали использовать направо и налево. Радости чиновников не было предела: с одной стороны, они отчитывались об улучшении инвестиционного климата на вверенной территории, а с другой — набивали свои карманы, участвуя в полулегальном бизнесе. Понятно, что без поддержки местных администраций иностранцы и пальцем не могли бы пошевелить. Во всей этой истории неясно, почему только сейчас решили прикрыть хитрую лавочку? Почему депутаты не внесли необходимые поправки в закон и не поставили заслон на пути серой схемы? Всех все устраивало или было просто все равно?
Как бы там ни было, а схема давала свои богатые плоды.
Среди инвесторов, которым приглянулись наши земли, — корпорации и частные лица из Германии, Швеции, Нидерландов, США, Дании, Великобритании, Франции, Кипра, стран Балтии, Казахстана, Вьетнама, Китая, Южной Кореи… Используя подставные фирмы, они два десятилетия скупали наши сельхозугодья и, по оценкам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), на сегодняшний день контролируют как минимум 1 млн гектаров (порядка 5% от общего объема российских пашен). Более точных данных нет, и это одна из главных проблем, считает профессор, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун: «В России в отличие от многих других стран, где известен владелец даже самого мелкого участка земли и опубликованы все условия аренды, вообще нет статистики о собственниках. Кому и сколько принадлежит земли? Сколько ее у иностранцев? Минсельхоз, Росстат, Росреестр — ни одно ведомство не может точно ответить на эти вопросы». Собственными силами ученым РАНХиГС удалось подсчитать, что до начала СВО из 978 агрохолдингов под контролем иностранцев находились 62 и в них входили 252 сельхозорганизации.
Чем же иностранцев так манят российские просторы? Ценой! Лет пятнадцать назад 1 гектар в Аргентине стоил примерно 4 тыс. долларов, во Франции — 5 тыс. долларов, в Испании — 14 тыс., в Бельгии — 26 тыс., а у нас — в пределах 1 тыс. долларов. Немудрено, что зарубежные агрохолдинги нахапали сотни тысяч российских гектаров. В современных условиях такая практика, полагает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, рискованна и может грозить саботажем иностранных владельцев сельхозугодий, в том числе в части нарушения научно обоснованного севооборота: «Мы уже сталкивались с опасной координацией иностранных компаний в такой критической сфере, как поставка семян, что стимулировало процесс их импортозамещения. В ситуации с товарным производством мы можем потерять значительную часть урожая. Назрела объективная необходимость доработки нормативных документов».
В Госдуме согласны с тем, что иностранный капитал недружественных стран пора вытеснять с плодородных русских гектаров. Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, например, добавил, что «Россия производит недостаточно семян кукурузы, 50% от потребности, в то время как транснациональная компания Remington выращивает эти семена на наших землях, обрабатывает их на своем заводе в Ставрополье и продает в другие страны». По мнению парламентария, такие заводы, если они принадлежат компаниям из недружественных стран, нужно переводить в юрисдикцию России и либо разрывать договор аренды, либо, если предприятие в собственности, национализировать его: «Для этого даже подготовлена уже правовая почва — в апреле 2023 года вышел указ президента «О временном управлении некоторым имуществом», в феврале этого года внесен законопроект, по которому региональные власти смогут переводить сельхозземли в иные категории только с согласия Минсельхоза, а в конце 2023 года приняты три закона, которые должны наконец навести порядок на сельхозземлях, а также прошел первое чтение законопроект, который предусматривает введение в принадлежащих недружественным странам компаниях внешней администрации, чтобы они также несли существенное значение в обеспечении стабильности нашей экономики».
Елена ХАКИМОВА
Фото: ADOBESTOCK