Он происходит не только на фронте, но и в душах жителей новых территорий
(Продолжение. Начало в «НВ» № 19)
3. Учат в школе, учат в школе…
18 сентября в селе Партизаны Приморского района Запорожской области отмечали 80-летие освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Это село, в котором, кстати, прошли мои школьные годы, со дня своего основания было российским. На территории села были размещены центральные усадьбы колхозов имени Кирова (5779 га сельскозугодий, из них 5002 га пахотных) и имени Ворошилова (3324 га и 2643 га соответственно). В колхозе имени Кирова производилось зерно, мясо, молоко, было развито садоводство и орошаемое овощеводство. После окончания средней школы и морской школы ДОСААФ до призыва в армию я работал трактористом в колхозе имени Кирова.
В начале семидесятых годов прошлого века в нашей школе училось свыше 300 учеников и было 22 учителя, работал консультационный пункт районной заочной средней школы. В селе было 2 клуба, 2 библиотеки с книжным фондом 28856 экземпляров, исторический музей на общественных началах, участковая больница на 25 коек, с детской консультацией (13 медработников, в т. ч. два врача), аптека, 2 яслей-сада, 7 магазинов, комплексно-приемный пункт райбыткомбината, 2 отделения связи, сберкасса, АТС. С приходом сюда Украины все это кануло в лету. А в мае 2016 года украинским властям не понравилось название Партизаны, и село стало Новопавловкой. Но потеплело на сердце, когда на въезде в село меня опять встретило знакомое с детства название.
Ехал я в Партизаны по приглашению учителей местной школы принять участие в торжествах по поводу 80-летия освобождения села от гитлеровцев. Вот как об этой встрече сообщили официальные вести военно-гражданской администрации: «18 сентября, в День празднования 80-летия освобождения села Партизаны Запорожской области от немецко-фашистских захватчиков, в ГКУ ЗО «Партизанская СОШ» состоялась встреча с сыном Героя Великой Отечественной войны Громака Ивана Григорьевича — Валерием Ивановичем, военным корреспондентом, выпускником Партизанской средней школы.
Очень интересным был его рассказ: о героическом подвиге отца, который в бою под Смоленском убил фрица и завладел его боевым планшетом, в котором были фотографии казни Зои Космодемьянской; о Герое Советского Союза Бабаке Иване Ильиче (учителе химии и биологии Партизанской средней школы). В память о своем отце он подарил школьному музею книгу «Ему салютовала Москва». Это сборник документальных материалов об отце — воине-победителе, славном труженике и его семье. В этот же день Валерий Иванович посетил и Приморский краеведческий музей, фонд которого тоже пополнился книгой о герое поэмы Твардовского».
От общения со школьниками, учителями получил огромное удовольствие. В школе в одиннадцати классах учатся всего 95 учеников, как из Партизан, так и из близлежащих сел Лозановки и Борисовки. Самый большой класс — пятый, 14 человек. В остальных по 4–7–10 учеников. С началом СВО многие выехали из села вместе с родителями. Но, как заверили меня учителя, в перспективе они планируют вернуться. Учеников из сел привозит на занятия школьный автобус. Обучение идет на русском языке, по новым программе и учебникам. Но чувствуется значительный пробел у школьников — как в истории, так и в географии. К примеру, мне пришлось объяснять ребятам что такое Камчатка.
По словам директора школы Светланы Полбанёвой, накануне моего приезда учителя рассказывали ученикам о подвиге Зои Космодемьянской. Оказывается, об этой героине, как и о многих других Героях Великой Отечественной войны (в том числе, уроженцах Приморского района) на протяжении многих лет на Украине было принято не упоминать и стереть их имена из народной памяти. Вместо рассказа об истинных героях-украинцах, школьникам и населению рассказывали о… фашистских прихвостнях — бандеровцах, заставляли в школах и детских садках петь о них песни…
Сейчас на новых территориях формируется новая реальность. Люди возвращаются к тому гигантскому объему российской истории, который был вычеркнут из их жизни. Эти земли относились к Российской империи и от повседневного быта до важнейших исторических событий все так или иначе связано с Россией. Но на протяжении весьма длительного времени этот период просто оказался вычеркнут из украинской истории и о нем не упоминали. Вместо этого были искусственные темы, в том числе и навязанные Западом.
Нынешний коллектив моей родной школы — всего 11 преподавателей — прекрасно понимает, что Россия пришла в Партизаны навечно, и что процветание их родного края зависит от тех, кто сидит сегодня за школьными партами. Невзирая на проблемы, учителя работают с полной отдачей. А проблем хватает. С начала учебного года некому было учить детей английскому языку и математике. Только недавно директор нашла в соседнем селе учителя английского, математику пока будет преподавать студентка…
Понятно, что и в России проблемы с педагогами. Но, на мой взгляд, укомплектовать надо в первую очередь школы на новых территориях. Президент Путин подчеркивает, что талант, профессионализм, неравнодушие тех, кто сейчас работает с детьми, подростками, очень важны сейчас для того, чтобы сохранить преемственность поколений, сберечь и приумножить достижения, которыми славится наша страна. И здесь надо поддержать преподавателей новых территорий России.
Через два года зданию школы исполнится 50 лет. За почти полвека в школе не делалось каких-либо капитальных ремонтов, только косметические. И то не везде. Мурманские специалисты в сентябре наладили в школе систему отопления, а вот с капитальным ремонтом здания проблема. Разрушено ограждение вокруг школы, отсутствует спортивная площадка. Учитель физкультуры Евгений Довгаль окончил школу 23 года назад, и уже тогда спортзал требовал ремонта. За двадцать с лишним лет в спортзале лишь покрасили стены…
Более приятная картина в школе села Новоалексеевка. Кроме того, чтобы побывать на могиле прадеда, пройтись по улице, названной именем отца, зайти в школу была еще одна не менее важная причина поездки в Новоалексеевку. В марте прошлого года мой украинский родственник сообщил, что в Новоалексеевке российские солдаты, якобы, осквернили мемориал Славы, посвященный односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Слава богу, эта «новость», на которую клюнул родственник, оказалась очередным фейком из тех, которыми укронацистские пропагандисты ежедневно потчуют своих соотечественников по указке заокеанских кураторов. Следуя правилу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», первым делом навестил Мемориал Славы и своими глазами увидел, что он ухожен, за ним приглядывают местные школьники.
Мемориал появился в Новоалексеевке десять лет назад. На памятных досках выбили имена всех 257 жителей села, погибших в сражениях с гитлеровцами и 141 участника боевых действий, ушедших из жизни после Победы. Есть здесь и Громаки — Сергей и Иван, мои дядя и отец. Рядом с мемориалом установили бюст земляку — летчику Петру Сергеевичу Кударю, Герою Советского Союза.
Директор школы Буриева Виктория Ивановна порадовала меня еще одной доброй вестью. Много лет назад в память о каждом жителе села, погибшем на фронтах Великой Отечественной войны, рядом с сельским кладбищем была высажена ореховая роща. Орех в честь родного брата Сергея, пропавшего без вести в первый день войны в Брестской крепости, высадил в этой роще мой отец. Но со временем роща стала приходить в запустение. Уроженец Новоалексеевки Николай Панченко неоднократно поднимал вопрос о реставрации «Ореховой рощи», но украинские власти постоянно находили отговорки. И вот недавно принято решение возродить ореховую рощу. Молодые саженцы будут высажены за Мемориалом Славы. Учителя и ученики школы пообещали взять шефство над могилами моих родителей в Приморске.
Валерий ГРОМАК
(Продолжение следует)