22 февраля текущего года Международная федерация журналистов (МФЖ) приостановила членство Союза журналистов России (СЖР). О причинах и последствиях столь сомнительного шага мы попросили рассказать председателя СЖР Владимира Соловьёва.
— Когда мы в прошлый раз беседовали (интервью с главой СЖР читайте в 4-м номере «НВ». — Ред.), я еще сохранял определенные надежды на то, что руководство МФЖ отдаст дань журналистской солидарности и поступит по уставу. К сожалению, случилось то, что случилось. И это плохой вариант, прежде всего для самого МФЖ, о чем я еще скажу.
События же вокруг «нашего» вопроса развивались следующим образом.
31 января этого года исполком МФЖ инициировал процедуру исключения Союза журналистов России из своего состава, пойдя на поводу у журналистских профсоюзов северных стран — Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии и примкнувших к ним Прибалтики с Украиной, которые обвинили МФЖ в бездействии по поводу открытия отделений российского союза на новых территориях РФ — в Донецкой и Луганской народных республиках, а также Херсонской и Запорожской областях.
В МФЖ мы состояли много-много лет, платили большие взносы, общались, встречались, получали международные карточки, которые, кстати, продолжат свое действие и после случившегося.
И вот такой неожиданный поворот…
С другой стороны, надо понимать сохраняющуюся в мире общую тенденцию по отношению к России и ко всему русскому. Она очень напоминает так называемую сатанизацию сербов, из которых под науськивание Запада — я в то время работал на Балканах от ЦТ и видел это своими глазами — сделали нелюдей.
Не принято во внимание наше многолетнее сотрудничество, переходящее во многих случаях в дружбу. Не учтен тот факт, что, в отличие от других общественных организаций России, вынужденно прекративших по понятным причинам свою деятельность в различных международных образованиях, СЖР до последнего оставался, если можно так сказать, в строю МФЖ.
На самом деле — и мы в этом уверены — решение исполкома МФЖ абсолютно политическое. Устав МФЖ не содержит ни одного пункта, который бы давал право федерации приостанавливать членство национального союза по выдвинутым в адрес СЖР (читай: высосанным из пальца) обвинениям и, тем более, исключать нас из МФЖ — это исключительная прерогатива Конгресса, который в следующий раз пройдет в 2026 году.
Самым трогательным в этой истории остается вопрос, на который никто из руководства МФЖ ответить пока не может. Дело в том, что в 2014 году, когда Крым вошел в состав России, мы также, как и в случае с четырьмя новыми территориями, создали по сути два региональных отделения — Крымское и Севастопольское. Почему же тогда, 9 лет назад, ни у кого никаких вопросов не возникло, а сейчас устроили балаган?
Конечно, мы сожалеем по поводу решения исполкома МФЖ, но неизвестно, кому хуже в данной ситуации. Потому что МФЖ теряет в лице СЖР целый пласт журналистов (нас больше 70 тысяч), огромное пространство и один из крупнейших своих филиалов, как в МФЖ называли СЖР. Зато теперь у нас есть возможность развивать международное сотрудничество в самых разных направлениях, об этом я пока не буду распространяться, но идей у нас очень много.
Записал Леонид ГРЕКОВ