Почему после повышения окладов медики стали получать меньше?
Наверное, только в России благое дело может обернуться скверным образом и стать иллюстрацией к крылатой фразе Виктора Черномырдина. Но именно так произошло в истории с недавним увеличением окладов врачам, после которого зарплаты некоторых медиков… уменьшились. Наш корреспондент попыталась понять, как такое могло произойти.
Новые меры финансовой поддержки медработников 14 февраля на Форуме будущих технологий анонсировал Владимир Путин. Как сказал президент, с 1 марта за счет увеличения соцвыплат существенно повысится зарплата медиков первичного звена в сельских и отдаленных территориях, а «с 1 апреля регионы должны повысить до 50 процентов окладную часть их заработной платы, сохранив при этом дополнительные выплаты. Мы все время говорим о том, что фиксированная часть должна быть обеспечена безусловно. Дополнительные выплаты тоже важны, но медицинские работники заинтересованы в том, чтобы основная часть, оклад был повыше. Правительство должно подготовить аналогичные решения в отношении медицинских сотрудников федеральных организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования».
Учитывая, что в 40 регионах страны полномочия по установлению систем оплаты труда находятся в ведении главврачей учреждений, а в остальных субъектах Федерации этим занимается местная исполнительная власть, врачи, уставшие от произвола начальства в региональных больницах, с энтузиазмом восприняли слова главы государства. Медики давно выступали за фиксированное соотношение переменной и постоянной частей зарплат и, услышав президента, воспряли духом.
Впрочем, мало кто понимал, как заявление главы государства будет осуществлено на практике, ведь никаких деталей он не представил, поручив проработать вопрос правительству.
Появившееся в марте этого года постановление Правительства РФ №343 вызвало недоумение у многих работников системы здравоохранения. Особенно у тех, кто после повышения окладов потерял в зарплате или не увидел никаких изменений в доходах.
Формально регионы выполняют поручение президента (к слову, пока не все это сделали до сих пор), но каждый в меру своих возможностей.
Дело в том, что вводные в правительственном документе были новые, а фонды оплаты труда у медицинских организаций остались старыми. Чтобы, как требует постановление №343, «обеспечить для медицинских работников долю выплат по окладам не ниже 50 процентов без учета компенсационных выплат», пришлось изрядно поизворачиваться, сокращая или вовсе убирая те или иные выплаты — за ночные смены, особые условия труда, квалификацию, звание, стаж…
«Глава государства четко сказал: повысить с 1 апреля окладную часть зарплаты до 50 процентов с сохранением при этом дополнительных выплат. Если суммы стимулирующих и компенсационных выплат сохраняются, а оклад растет, что это как не повышение зарплаты? Но в постановлении №343, которое выпустило правительство во исполнение задания президента, не только нет ни слова о повышении зарплаты, но даже отсутствует запрет на снижение выплат в абсолютных цифрах, то есть в рублях — понятно, что в процентном отношении при повышении окладов до 50 процентов стимулирующая и компенсационная часть зарплаты не могут не быть снижены, — сказал председатель Общероссийского профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал. — С моей точки зрения, правительство просто подвергло ревизии обещание, которое прозвучало в выступлении главы государства, ограничив себе задачу лишь изменением структуры зарплаты. Дополнительных средств медучреждениям на повышение фонда оплаты труда не выделили, целевые показатели майских указов не увеличили. Соответственно, на местах медработникам разъясняют так: повышения зарплаты не ждите, меняется лишь ее структура, оклад больше — надбавки меньше. При этом урезанию подвергаются не только и не столько плавающие надбавки, которые формально зависят от экономических итогов работы учреждений и личных показателей сотрудников, а значит, всегда могут быть сокращены работодателем, но вполне гарантированные выплаты, например ночные, за стаж и др.».
Андрей Коновал также отметил, что повышение доли окладов призвано сократить разрывы в зарплатах между регионами: «На самом деле это невозможно, потому что зарплаты у нас привязаны к среднему трудовому доходу в конкретном регионе. Максимум, что сделает 343-е постановление, будет способствовать сокращению разницы между оплатой труда внутри региона и внутри отдельного учреждения, и именно поэтому зарплаты отдельных работников могут и упасть. Например, за счет снижения или даже отмены надбавки за стаж сотруднику, который проработал восемь лет, до уровня тех, кто совсем недавно пришел медицину».
Уже сегодня дефицит кадров в отрасли оценивается как катастрофический. А что будет после последнего «повышения» окладов? В поредевшей системе здравоохранения сегодня снова слышны разговоры об увольнениях, а значит, скоро и пациенты начнут с еще большей силой возмущаться очередями к специалистам. Может, в правительстве уже поймут, что между ухудшением медпомощи и низкими зарплатами врачей прямая взаимосвязь?
Елена ХАКИМОВА
Фото: LEGION-MEDIA