С 1 июля тарифы на услуги ЖКХ снова выросли.
Собственно говоря, иного ждать и не стоило: ведь соответствующее распоряжение правительства было оформлено еще 30 октября прошлого года.
Очевидно, что коммунальщики, точнее — их бенефициары, люди предусмотрительные и трепетные до денег, свои гешефты готовят заранее. По слухам, они же регулируют скидки по оплате услуг разным регионам в зависимости от уровня платежеспособности местного населения. Вероятно, именно поэтому для Москвы новый тариф повышен на 4,6%, для Подмосковья — на 3,6%, а вот для Санкт-Петербурга — на 3,5%. Хотя большинство экспертов до сих пор не может понять, как, на основе каких объективных показателей формируются эти цифры.
Власти обосновывают рост стоимости в первую очередь уровнем инфляции. Но снова загадка: как авторы распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827-р могли угадать, какая инфляция будет в стране через восемь месяцев? Цифры-то в бумагу сразу вписали! Или там навербовали провидцев, которые умудряются осенью угадать рост цен к середине лета не только в отдельных — нескольких десятках — регионах? Это каким же предвидением надо обладать?! Не пора ли применить его на пользу экономике, проверяя, чем обернется каждая новая затея правительства? Или страшно?!
Правда представители отрасли иногда пытаются публично озвучить объяснения разных тарифов. «Предприятия водоснабжения, добывая воду, несут определенные расходы, — объясняет эксперт в сфере ЖКХ Игорь Кокин, — которые учитываются в тарифе. Это как любое производство. Цены комплектующих, энергоресурсов, заработная плата, ну и так далее. Так и тарифы на воду, тепло и свет».
Сюда же, дескать, включаются расходы на содержание инфраструктуры: трубы, насосы и прочее оборудование, их плановое и аварийное обслуживание. Вода, тепло, электроэнергия везде одинаковые, но где-то стоят дороже, а где-то — наоборот. Хитро! Иначе говоря, если у предприятия ЖКХ растут расходы, то во многих случаях это указывает на неэффективную работу начальников и рядовых сотрудников. На это же указывает и дороговизна содержания инфраструктуры: гнилые трубы, насосы и т. д. вовремя не отремонтировали, не заменили, прошляпили… Этот бардак компенсируется ростом тарифов, то есть за него заплатят жильцы. Очень по-нашенски!
«Зарплата сотрудников водоканала — она же не может оставаться все время на одном уровне. Стоимость материалов или оборудования, которые используются для ремонта и эксплуатации сети, тоже растет», — рассказывает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. Выходит, коммунальщики не заинтересованы снижать расходы: чем они выше, тем выше и тарифы, и зарплаты! Говорят, что в повышенных тарифах учитываются даже премиальные бонусы топ-менеджеров.
Однако эксперты давно предупреждают: увеличение тарифов ЖКХ ежегодно дает толчок общей инфляции. А со слов коммунальщиков, инфраструктура сама разваливается, насосы сами горят, расходные материалы сами дорожают, а они героическими усилиями ликвидируют аварии, за что им и доплачивает благодарное население. Картина маслом!
«У коммунальных служб нет стимулов к снижению издержек и потерь, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Утечка воды из протекающего в подвале крана или тепла из-за плохой теплоизоляции труб зимой — все это легче покрыть за счет повышения оплаты потребителей, чем исправить».
Замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров как-то сказал, что заморозки тарифов «отрасль не выдержит. По подсчетам Минстроя, если заморозить индексацию только на воду и тепло, то из отрасли выпадет около 300 миллиардов рублей». Чиновники не захотели отказаться от таких денег в пользу населения.
«В среднем инфляция и, соответственно, рост тарифов заявлены на 2021 год на уровне 4%, однако по регионам рост тарифов варьируется от 2,4 до 6,5%, — утверждает директор АНО «Организация народного контроля» Наталья Чернышева. — Тарифы на различные виды услуг могут повышаться по-разному». Короче, давно уже среди экспертов идут разговоры, что в системе оплаты услуг ЖКХ столько мути, непоняток и жульничества, что оно уже стало одной из самых привлекательных для жуликов отраслей. Один из ярких примеров — во время прямой линии общения президента России с гражданами.
Житель поселка Демьянка Уватского района Тюменской области показал В. Путину коммунальные платежки, где с людей требовали оплатить от 40 до 70 тысяч рублей за коммуналку. За месяц! При этом в доме живут в основном пенсионеры. «Мы обращались и в прокуратуру, и в администрацию губернатора, в администрацию района, но везде получали ответ, что это экономически обоснованные тарифы, — сообщил Тарлан Тагиров. — Ничего добиться не можем». Круто завернули местные начальники!
Даже президент, похоже, обалдел от такого. «Цифры, которые вы мне назвали, мягко говоря, обескураживают, — отреагировал В. Путин. — Откуда они берутся, совершенно непонятно. Разберемся». Разбираться стали сразу после прямой линии. Кто бы сомневался! В пресс-службе следственного управления СК РФ по Тюменской области сообщили, что проведут доследственную проверку информации. Засуетилась и областная прокуратура, куда, по словам жильцов, ранее они обращались безуспешно.
Ладно, в Демьянке, может, и разберутся. И даже накажут тех, что захотел поживиться за счет пенсионеров. Но на всю страну, где, не стесняясь, хозяйничает ЖКХ, ни прямых линий, ни расторопных прокуроров не напасешься.
Григорий АЛЕКСЕЕВ