Я пришел на свое поле

На вопросы «НВ» отвечает секретарь СЖР, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир КАСЮТИН.

Я пришел на свое полеВладимира Касютина (на снимке) я знаю давно. И не потому, что часто с ним видимся или дружим домами… Нет. Просто он — один из секретарей СЖР, за работой которого я пристально слежу. Удаленно, конечно. Но это не мешает оценивать значение и качество того, чем он занимается.

А еще меня роднит с Касютиным общая сфера деятельности: он издает корпоративный, но популярный и востребованный коллегами журнал, я — также популярную (надеюсь) социально-просветительскую газету.

Кроме всего прочего, уважение к Владимиру Касютину вызывает тот факт, что он один из немногих представителей «старого» аппарата СЖР, кто с приходом команды Соловьева сам никуда не ушел и его — «не ушли». Что, по моему личному разумению, кое-что да значит.Чем же он занимается и что думает о журналистском ремесле? Об этом и о многом другом мы поговорили с секретарем СЖР Владимиром Касютиным в его рабочем кабинете на Зубовском, где он, кстати говоря, бывает в перерывах между многочисленными командировками по стране.

«Ты помнишь, как всe начиналось…»

— Владимир, в Крымске, куда я иногда заезжаю по пути на малую родину, друзья-журналисты тебя еще хорошо помнят…

— Спасибо. Я там в начале двухтысячных редактировал районную газету «Призыв» — уже третью в этом крае. И не самую, мягко говоря, успешную. Район очень сложный. Один из богатейших по ресурсам, но такой… как вокзал.

Много приезжих с северов, много бизнес-интересов. И несмотря на это — высокая конкуренция на местном рынке СМИ. К моему приезду здесь работали аж четыре газеты и телекомпания. Но опыт антикризисного менеджера, который я успел поднакопить, пригодился как нельзя кстати: за время руководства газетой мне удалось вдвое увеличить ее тираж.

— А как ты оказался на Зубовском бульваре, да еще в ранге секретаря СЖР?

— Это, прежде всего, заслуга Авраамова, бывшего редактора журнала «Журналистика и медиарынок», который он создавал и который перешел ко мне по наследству. Дмитрий Сергеевич втаскивал меня в орбиту журнала, когда я еще работал в Крымске. Он заставлял… нет, деликатно так принуждал писать материалы о том, что мы делаем. 

Переехав в Москву, я стал активно заниматься организацией семинаров — еще не в составе СЖР. Он же, Авраамов, представил меня Богданову (в то время председатель СЖР. — Ред.).

Незадолго до этого моя книга «Живая газета» была отмечена на конкурсе СЖР как лучшее журналистское произведение года. Меня знали журналисты многих городов и весей, в том числе потому, что я всю жизнь проработал в региональной печати. И этот опыт, судя по всему, оказался востребованным. На очередном съезде СЖР в 2008 году моя фамилия прозвучала в списке кандидатур, предложенных съезду для голосования в качестве одного из секретарей. Для меня это было столь неожиданным, что я на протяжении еще целого года тянул резину, и не переходил в аппарат Союза. Размышлял, мое ли это поле? А когда осознал, что мое, пришел в офис на Зубовском…

— …и вот уже третий срок возделываешь свое поле, если продолжать твою же аналогию. Чем, по-твоему, ты привлек внимание СЖР и, в частности, Авраамова к своей персоне?

— Об этом лучше спросить у рекомендовавших меня коллег (улыбается). Могу лишь предположить, что руководству СЖР пришелся ко двору мой опыт не только в исследовании медийного рынка, но и в практическом его обустройстве. Без ложной скромности скажу, что я один из первых, кто стал применять западные наработки в управлении маленькой местной газетой. Но прежде чем переводить собственный опыт в какие-то полезные для коллег, особенно на местах, в провинции, методологические выкладки, я прошел «курс молодого бойца» в качестве участника Президентской программы подготовки управленческих кадров, постажировался в Санкт-Петербурге, поучился немного у тех, кто «за бугром» делает то же самое, но значительно лучше.

И стал обо всем этом — про маркетинг, ребрендинг, рекламу и тому подобное — еще и рассказывать в книгах. Первую, получившую впоследствии название «Живая газета», я издал при содействии краснодарского Союза журналистов в 2005 году. На фестивале в Дагомысе она разлетелась мгновенно. В ней честно описывался личный опыт редактора местной газеты — как о его достижениях, так и том, что не получается. Книга пережила четыре издания — я ведь постоянно ее модернизировал, что-то менял или добавлял. Это была некая рефлексия собственного опыта, ставшая и одним из направлений нашего журнала, которое мы стараемся развивать. То есть, втаскиваем коллег в обсуждение того, что они делают, что у них получается, а что — нет и почему. Чтобы иметь копилку опыта лучших редакций страны.

Секрет Касютина

— Твои семинары — я видел это не раз — собирают самые большие аудитории во время фестивалей прессы «Вся Россия» в Сочи. Как ты думаешь — почему? В чем тут «секрет Касютина»?

— Тут все объективно. Значительная часть участников фестивалей и форумов — люди, работающие в прессе. И они стремятся попасть туда, где обсуждаются их кровные проблемы. В каком-то смысле я совершил с этими семинарами определенную эволюцию. Если в первые годы участия в фестивалях я выступал сам с тезисами, то теперь на наших мероприятиях главными действующими лицами становятся сами участники. На каждом фестивале мы проводим свой внутренний конкурс с четырьмя номинациями, подробно разбираем его результаты. Члены жюри выступают и показывают на примерах: вот дизайн, вот авторские публикации, вот еще что-то. Всем интересно посмотреть на тех, кого назвали лучшими. Или сообща проанализировать ошибки.

Отдельный блок посвящается победителям конкурса на лучшее журналистское произведение. Они приезжают в Сочи и выступают перед аудиторией. Мы проводим семинары, на которых сами журналисты и редакторы выступают перед коллегами. Мы вытаскиваем из числа участников наших авторов, победителей, кто может поделиться чем-то интересным. Мы не только лекторы, но и модераторы таких площадок. Мы пытаемся дать людям то, что им больше всего хочется услышать. Вот и все наши секреты.

— Из разговоров с «районщиками», другими коллегами из дальних и ближних регионов знаю, что «Журналистика и медиарынок» — это для многих из них не просто корпоративный журнал, а настольная энциклопедия и практическое руководство к действию для развития собственных СМИ.

— Из примерно 3,5 тысячи печатных изданий нас читают в чуть менее трети из них. Читают не отдельные подписчики, а коллективы редакций. Кроме того, подавляющую часть публикуемых в журнале материалов об опыте той или иной газеты — будь то контент, распространение или обратная связь с читателями — мы используем в издании книг соответствующей тематики.

Роль эксперта для меня весьма интересна

— Когда речь заходит об этом журнале, специфическом по своей природе и контенту, меня всегда подмывает спросить: тебя не тянет назад, в профессиональную журналистику?

— Я не раз об этом думал. Действительно, делать журнал для журналистов — сложно. Проще и легче работать на широкую аудиторию. Но роль эксперта лично для меня не менее интересна, хотя она и менее благодарна. Чтобы не зацикливаться на вечных темах, экспериментируем. Попытка понять, каким должен быть журнал сегодня, вывела нас на некую модель. Журнал должен публиковать материалы, которые не стареют ни через год, ни через два. Мы вышли на модель задействования всех профессиональных конкурсов, которые проводит СЖР. Скажем, Союз не просто по итогам форума в Сочи должен наградить лучших. Эти лучшие должны написать материалы о том, что они сделали и как, чтобы стать лучшими.

У нас практически все номера стали такими спецпроектами. В прошлом году был очень успешный спецпроект, посвященный 75-летию Победы. Мы выпустили более чем 200-полосный номер с описанием, как журналисты готовили материалы к юбилею.

Сейчас мы завершаем наш традиционный конкурс «10 лучших газет России-2021». По-прежнему очень много талантливых журналистов и редакторов прислали свои работы. Наша обязанность — собирать и показывать другим, что поле не мертвое, как иногда пытаются представить. Поле живет сложно, но многие талантливые люди по-прежнему работают в прессе. Стараюсь участвовать в процессе сбора и распространения этого опыта.

— Если верить Википедии, ты больше писатель, чем журналист. Сам-то ты к кому из них себя относишь?

— Я писателем себя совсем не считаю. Для этого надо системно заниматься писательством. Мы воспитаны на других образцах. Я журналист, считаю себя в большей степени экспертом, человеком, который собирает информацию и с ней работает как аналитик.

— А колонки в журнале? Ведь в том числе и за них, как я понимаю, тебе присвоили звание «Золотое перо России»?

— Колонки для меня — это головная боль. Вот уж почти 12 лет я их пишу. И с каждым годом все сложнее. С одной стороны, надо поймать тему, которая не устареет. Проще писать колонки по событиям. Но пока читатель их получит — всё, потеряется актуальность Я переписываю колонки несколько раз, пытаясь в итоге прийти к варианту, за который мне было бы не стыдно.

— Что-то другое, для души, пишешь?

— Два года назад с помощью друзей я издал книгу «Фрумсум Фруниско». В аннотации к ней написано, что это — «забавные и драматичные события, земные радости и мистические совпадения, пантеон обыденных и удивительных персонажей». На самом деле, сначала это были заметки про города, в которых я побывал, обрывки того, что я видел в разных местах и странах. В этой книге нет общего сюжета, как нет его и в жизни. Это не совсем литература. Это подобие дневника, что тоже может быть довольно интересным. Яркий тому пример — дневники Ярослава Голованова, которые я в свое время с невероятным интересом перечитывал. Впоследствии они были изданы в виде трехтомника под общим заголовком «Заметки вашего современника».

Беседовал Леонид АРИХ

Фото из личного архива В. Касютина и с сайта СЖР.

(Окончание интервью — в следующем номере «НВ»)

Похожие статьи

Send this to a friend