«Настасью Филипповну должна была играть Шэрон Стоун»

Дебютная картина Юрия Кары «Завтра была война» прославила его на всю страну

 

«Настасью Филипповну должна была играть Шэрон Стоун»Но после блестящего старта начались испытания. Крупный международный проект «Идиот» так и не был начат. А фильм «Мастер и Маргарита», снятый с неимоверным трудом и вопреки множеству препятствий, в том числе и мистического плана, 17 лет пролежал на полке…

Несмотря на это, знаменитый режиссер, в конце прошлого года отметивший 65-летие, оптимизма и силы духа нисколько не утратил. Он собирается снимать новую картину о великом подвиге русских моряков…

 

«Хотел быть капитаном дальнего плавания»

 

— Юрий Викторович, признайтесь, на сколько лет вы себя ощущаете?

— Конечно, если не заглядывать в зеркало, то я чувствую себя тем же 27-летним парнем, который пришел во ВГИК, который любил кино и мечтал увидеть когда-нибудь в титрах строчку «постановка Юрия Кары». Конечно, и сейчас не хотелось бы ни на чем останавливаться. Я учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. А у Сергея Аполлинариевича был такой жизненный принцип: ни за что не хочу прозябать последние годы жизни где-нибудь в больнице, хочу быть всегда на бегу, в работе. Когда-нибудь прекратится и мой творческий путь, но хотелось бы, чтобы до конца это было в работе, в творчестве…

— Молодым людям, которые не видели еще ваших фильмов, какой посоветуете посмотреть в первую очередь, чтобы могли лучше узнать вас как режиссера?

— Вы знаете, я, может быть, несколько странный режиссер: считаю, что если человек зацикливается на чем-то одном, например на детективах, мелодрамах, то он становится ремесленником, повторяет сам себя. Я стараюсь в каждом фильме найти что-то уникальное, создать что-то новое и для меня, и для зрителя. Стараюсь понимать, что интересно мне, и надеюсь, что это будет интересно и зрителю.

Все мои фильмы разные, и у каждого своя история. Например, с кинолентой «Завтра была война» я объездил 48 стран мира. В детстве я мечтал стать капитаном дальнего плавания и, когда меня не взяли в мореходку из-за зрения, просто рыдал! Но с этим фильмом я объездил гораздо больше стран, чем многие капитаны. Интерес во всем мире к нему потрясал. С другой стороны, кинолента «Воры в законе» очень понравилась сотрудникам ГАИ: если меня останавливали и узнавали, то всегда отпускали…

 

«Я, наверное, самый нереализованный режиссер»

 

— Над чем вы сейчас работаете, над какой картиной?

— Уже несколько лет я работаю над историей, наверное, одного из самых главных подвигов нашего флота. Это 1829 год, бой брига «Меркурий» с двумя огромными турецкими линкорами. В те времена еще не было авиаразведки, можно было только подплыть и посмотреть. И вот три маленьких кораблика отправились на разведку и наткнулись на турецкую эскадру из 14 военных кораблей.

Развернулись, чтобы уйти в Севастополь и рассказать об этом, но два оказались быстроходными, а один отстал. Вместо того чтобы сдаться, русские моряки решили сражаться до конца. И они настолько умело воевали, что смогли уйти в Севастополь!.. На данный момент дорабатывается сценарий, ищем спонсоров и финансирование…

— А сколько всего фильмов на вашем счету?

— Я, наверное, самый нереализованный режиссер. Фильмов у меня снято всего десять, а сценариев готовых, которые написаны, лежит еще 20. Многое не сложилось. Хотел снимать «Остров Крым» по Василию Аксенову, но он продал права американцам, и фильма не случилось.

Написал сценарий «Пикник на обочине», ездил за правами к Аркадию Стругацкому. Поднялся на 26-й этаж, где он жил, и решил поумничать, сказав, как вы высоко живете — близко к Богу, на что он мне ответил: «Мальчик мой, как бы ты высоко ни поднимался, близко к Богу ты не будешь, он у нас внутри». Как вы понимаете, тоже не сложилось…

Собирался снимать «Идиота», на роль Настасьи Филипповны была уже утверждена Шэрон Стоун, а Настасья Кински просила отдать этого персонажа ей, так как папа назвал ее в честь этой героини. Но и тут у нас случились проблемы, съемки не состоялись…

К сожалению, как видите, тяжело у меня идет с реализацией…

 

Мистика «Мастера и Маргариты»

 

— А какие подводные камни обнаружились, когда вы снимали «Мастера и Маргариту», ведь фильм пролежал на полке 17 лет?

— Тема болезненная для меня. Потому что действительно делаешь для того, чтобы люди это видели, и, когда так долго фильм не выходит на экраны, сильно переживаешь. Когда я начинал работу, мне было 35 лет — такой молодой нахальный человек. Ко мне подошла Паола Дмитриевна Волкова, наш преподаватель по истории искусств, спросила: «А ты не боишься?» Я дерзко ответил: «Нет!» — потому что не подозревал, что меня ждет впереди.

Так получилось, что с романом я познакомился в 14 лет. Мне дали на одну ночь перепечатанный вариант, и я сразу все прочел. Мало что понял тогда, но был под впечатлением и потом перечитывал каждую весну…

Во время съемок было множество всяких событий драматических. А когда фильм все не выходил, я уже думал: ведь Михаил Булгаков так и не увидел своего романа — он умер в 1940 году, а напечатали только в 1966-м. Наверное, решил тогда я, и мой фильм выйдет через 26 лет. Ошибся — получилось через 17.

— На съемках «Мастера и Маргариты», наверное, не обошлось без мистики?

— Да, всякое было. Например, мы собрались снимать Иерусалим в Судаке. Построили помост, пригнали пять тысяч массовки, одели в костюмы, на площадке — верблюды, ослики… И вдруг случается масса вещей, которые мешают нам начать работу.

Оператор говорит, что он не готов снимать, не привезли пленку. Выпал снег в октябре, чего в этих краях никогда не было. И исполнителю главной роли Николаю Бурляеву отказывает в благословении церковь.

Но я все равно хочу снимать — я настойчивый! Мчусь в Москву за новым оператором, сажусь там в машину — и по дороге она просто рассыпается, происходит это прямо напротив «нехорошей квартиры» Михаила Булгакова. И тут я наконец-то понимаю: «Какой тебе еще нужен сигнал, чтобы не снимать в Судаке? Надо снимать там, где основаны три религии!»

Я потом, кстати, говорил с космонавтами, и они мне рассказывали, что, когда все небо в облаках, в этом месте всегда ясно… Прихожу и говорю продюсерам: надо ехать в Израиль, снимать там. Они сразу отказались, потому что это большие финансовые вложения. Я тоже тогда отказался работать. Они стали искать другого режиссера, выбрали Эльдара Рязанова, но, на мое счастье, он в этот момент уехал в большое морское путешествие на каком-то лайнере. И мы поехали в Израиль и там сняли все, что планировали…

Кроме того, мы пригласили на съемки батюшку, который освятил место съемки, технику, нас. И на этом вся мистика закончилась…

 

По дороге в Голливуд

 

— «Мастер и Маргарита» — это же не единственный ваш фильм, который лежал на полке?

— Фильм «Завтра была война» тоже тяжело выходил, потому что рассказывать о сталинских репрессиях было не то что запрещено, но не разрешалось. До меня эту же тему пробовал поднять Владимир Грамматиков, но ему высокое киноначальство сказало: «Володя, ну ты же интеллигентный человек! Зачем тебе это надо?!» А когда я только приступил к съемкам, то обратился к Сергею Аполлинариевичу Герасимову с вопросом: «Как бы снять так, чтобы это вышло на экраны?» Он ответил жестко: «Снимай честно!»

Когда фильм был готов, я его показывал в Госкино. Тогда главный редактор Армен Медведев пригласил 12 человек — как 12 апостолов — для просмотра и вынесения решения. Каждый из них встал и нашел по одной причине, почему эта кинолента не должна выходить. На что Армен Николаевич ответил: «А я считаю, что может выйти!» И фильм пролежал на полке всего лишь год…

— А было ли у вас желание поработать в Голливуде?

— Было. С фильмом «Завтра была война» я попал в Токио и там познакомился с Оливером Стоуном. Предложил ему снять фильм об Афганистане с разных позиций: одну часть снимаю я и показываю со своей точки зрения, а вторую — он и делает то же самое. События одни и те же, но взгляд разный. Он выслушал меня и сказал: «Нет, боюсь, у нас это не разрешат!» Я был удивлен. Потом случилась эта история с «Идиотом», но тоже не вышло… Может быть, пословица «где родился — там и пригодился» про меня?..

 

Валерия ХВАЩЕВСКАЯ

Похожие статьи

Send this to a friend