65 лет назад, 12 февраля 1955 года правительство СССР приняло решение о создании космодрома Байконур. Сказано — сделано.
Он существует до сих пор, но будущее Байконура вызывает много вопросов как у коренных жителей, так и у тех, кто посвятил ему всю жизнь.
Космодром Байконур, городом-спутником которого стал Ленинск (ныне переименованный в тот же Байконур), первый и крупнейший (площадь 6717 км2) в мире, расположенный на территории Казахстана недалеко от поселка Тюра-Там (берег реки Сырдарьи). Он создан как полигон для испытаний межконтинентальных баллистических ракет с дальнейшей целью запусков искусственных спутников Земли, в том числе и пилотируемых.
Все успехи отечественной космонавтики связаны с ним. Это один из трех космодромов планеты наряду с космодромами на мысе Канаверал (США) и Цзюцюань (Китай), предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту.
В прошедшем 2019 году с Байконура было осуществлено 13 космических стартов по программе Международной космической станции, программе коммерческих пусков и запусков в интересах Министерства обороны РФ. Впервые за 16 лет Россия завершает год без аварийных космических запусков.
Кусочек России в степях Казахстана
А теперь взгляд на Байконур изнутри, без официоза.
Игорь Моисеев родился в Байконуре в 1960 году, окончил МАИ, основную часть своей жизни отдал космодрому. После развала Союза перебрался в Россию, но до сих пор по своей специальности регулярно бывает на космодроме. Патриот своего города, видевший не по телевизору запуски множества космических кораблей, делится своими мыслями о сегодняшнем дне и будущем нашей главной космической гавани:
— Проблемы тянутся еще с 1991 года: на территории сопредельного государства остались интересы России. Байконур взят в аренду у Казахстана до 2050 года за немалые деньги. Ежегодно в кассу Казахстана ложится более 100 миллионов долларов арендной платы. И кроме этого, все, что связано с содержанием Байконура вместе с городским хозяйством, финансирует Россия. А это уже около 200 миллионов в год.
При этом Россия сделала поблажки, многие вещи были изменены в пользу Казахстана. Например, из режимного Байконур стал практически открытым городом, въезд к родственникам стал беспрепятственным. Это привело к тому, что 80% населения Байконура не имеет никакого отношения к космическим исследованиям, но содержится за российский счет.
Напрашивается вопрос: чем занимаются 80% некосмонавтов? На Байконуре нет фабрик, заводов и других производственных мощностей. Почти все эти люди торгуют на рынках, многие таксуют (кстати, из одного конца города в другой можно проехать за 50 рублей, а город немаленький, не меньше подмосковных Мытищ), очень серьезная конкуренция у дворников. Людей можно понять: кругом голая степь, а тут цивилизация. Все ниши, которые возможны в городе, они заняли.
Если говорить в целом о социальных благах (свет, газ, вода и прочее), то в этом плане город в полном порядке. Удивляет, правда, стоимость этих коммунальных услуг. Получается довольно недешево. Начнем с того, что на Байконуре сейчас двоевластие, тут все российско-казахское, одно дублирует другое, начиная от полиции и городской администрации и заканчивая деньгами: рубли в ходу наравне с казахскими тенге. С российским или казахстанским гражданством та же ситуация. В общем, два хозяина в городе. А это всегда плохо. В соседних с Байконуром казахских городах коммунальные услуги стоят куда скромнее.
Сами жилые дома представляют грустное зрелище. Внешне все красиво, у каждого дома работают по два дворника, но стоит войти в подъезд — сказка заканчивается. Если нет домофона за счет жильцов, то нет входных дверей и даже двух — трех первых ступеней. Полно забытых богом домов и подъездов.
А вот межнациональной неприязни нет! Никогда казах не скажет русскому: «Забирай свой березка, езжай свой Россия!» Они этого наелись еще в 90-е.
Ну и главный вопрос: что будет с Байконуром завтра? То, что делается сейчас на космодроме Восточный, даст России возможность уйти из Казахстана. Когда дальневосточный космодром возьмет на себя запуски пилотируемых кораблей, роль Байконура будет сведена к нулю.
Возьмем, к примеру, стартовую площадку №2. Это легендарная «двойка», Гагаринский старт, откуда уходил в космос не только Юрий Алексеевич, но и многие другие космонавты. Сейчас объявлено, что «двойка» закрывается на реконструкцию. А это означает, что стартовая площадка будет законсервирована, и я не вижу вариантов ее восстановления. Средства вкладывать туда уже не будут. Пилотируемые полеты перенесут на площадку №31, откуда раньше выводились на орбиту лишь беспилотные «грузовики».
Поэтому у города Байконура перспективы нет. Казахстан намеревался развернуть космическую программу «Байтерек». Там понимают, что на их территории расположен мощнейший оплот науки и техники и на этих дрожжах неплохо бы стать космической державой. Так решили в тогдашней столице Алма-Ате, но когда поняли, каких денег это будет стоить, стремление в космос сразу улеглось. Таких денег у Казахстана нет. Или есть, но жалко.
На площадке №251 существует огромная взлетно-посадочная полоса, на которую садился наш знаменитый «Буран». Сейчас на нее садятся самолеты. С каждого прилета российского спецборта Казахстан имеет свой коммерческий интерес поверх арендной платы за космодром, поскольку существует понятие воздушного пространства. Полоса ваша, а все сверху — наше.
Россия начала считать деньги. Уже много лет мы платим сотни и сотни миллионов долларов. Но когда за эти деньги тебе еще начинают выносить мозг, это напрягает. Например, застрахованы ли все ваши запуски? И как только случается авария, Казахстан включает полный счетчик. Вы, дескать, загрязняете нашу территорию. То есть хочется и рыбку съесть, и посидеть в удобном кресле. Нужно ли это России?
Могу сказать, что вдохновенный Байконур прошлого и прагматичный Байконур сегодняшний — это две разные планеты.
А раньше-то как?
Сейчас уже не секрет, что во времена СССР, когда наша страна только начинала прокладывать дорогу в космос, подавляющее большинство населения Байконура, тогдашнего Ленинска, составляли офицеры Советской армии и члены их семей. Уже прошли времена первых палаток и деревянных бараков в голой степи, на их месте вырос вполне современный и благоустроенный по тем меркам город, который жил своей четко регламентированной военным уставом и требованиями сохранения государственной тайны жизнью — город-то был сверхсекретный.
Но это воспринималось как данность. Дети ходили в школу, их мамы — на работу (кстати, работы хватало всем при хорошей зарплате), а папы служили стране и космосу. И что самое главное — никто не оставался без крыши над головой. Одинокие молодые выпускники военных училищ жили в офицерских общежитиях, семейные офицеры — в благоустроенных квартирах, иногородние студенты, а их было немало, вели веселую жизнь в студенческих общежитиях.
Но проходили годы, а вместе с ними наступало время демобилизации из армии. Не на всю же жизнь оставаться в Байконуре. И офицерам было куда податься. Им не выдавали каких-то мифических сертификатов, им предлагали конкретные квартиры. Причем был выбор из нескольких вариантов. Самое простое — получить жилье в городе призыва в армию. Если это не устраивало, предлагалось что-то другое. Во времена СССР многие предпочитали города Украины. А что? Богатая и заевшаяся дотациями республика с прекрасным климатом, салом и горилкой. Что еще нужно, чтобы встретить старость? Из Байконура уезжали в Киев, Днепропетровск, Чернигов, Черкассы, Харьков… Со временем дожившие до сегодняшней ситуации на Украине горько пожалели о своем выборе.
Но в любом случае получается так: те, кто сейчас в Байконуре, тоскуют по России, а уехавшие оттуда со щемящей болью в душе вспоминают этот не очень ласковый, но дорогой сердцу город.
Валерий МАЛЬЧЕВ
Фото: WIKIWAY.COM
Официальный сайт города Байконур