Обманутых дольщиков продолжают обманывать.
Перед выборами осенью прошлого года власти обещали решить проблему обманутых дольщиков. На то, чтобы забыть обещания, понадобилось несколько месяцев…
Разводят руками и дуркуют
У Александра Быстрова пять лет назад сгорел дом во Внукове. Он продал землю, взял ипотеку и купил квартиру в Новой Москве в ЖК «Марьино Град».
На тот момент 4-этажные дома уже были возведены. Выдача ключей была намечена на 2015 год.
«Я и не думал, что это мошенники, — переживает Александр. — Брал ипотеку в государственном банке, он проверил застройщика, банк как бы выступил гарантом. А в итоге 22 дома до сих пор не сданы, и конца этому не видно».
Почему не сданы? Никто из дольщиков понять этого не может.
«Построили котельную, потом потеряли документацию, теперь говорят: раз потеряли документацию, надо новую котельную строить. Одним словом, дуркуют, нагоняют напряжение, потом выходит какой-то дядька и разводит руками, а затем они начинают снова дурковать», — рассказывает Александр Быстров.
Жить ему негде. Договорился с работодателем, что будет временно проживать на рабочем месте. Вот только временное оказалось постоянным.
Отчаявшиеся дольщики обращались даже к президенту страны. «Мы попросились к нему на аудиенцию, — вспоминает Александр. — Нас записали, мы приоделись, пришли. Но нас встретил двадцать пятый его помощник, который даже не заглянул в наши бумажки!»
«Дочка умерла, жена с ума сошла»
Истории обманутых дольщиков одна страшнее другой. Но судьба Федора Федоровича Горбунова даже на их фоне поражает своим трагизмом.
В 90-е он продал квартиру в Ташкенте, переехал с семьей в Тулу. Шесть лет назад семья решила перебраться в Новую Москву. Продали все, что было, купили новостройку все в том же злополучном ЖК «Марьино Град».
В ожидании получения ключей вся семья ютится в съемной комнатушке, а Федор Федорович живет в подсобном помещении на работе.
«Дочка в 2017 году умерла от рака. Мою мать после всей этой истории с застройщиком парализовало, теперь лежит обездвиженная. Жена не выдержала — сошла с ума. А я зачем живу? Я не знаю!» — с горечью говорит он.
Федор Федорович вспоминает, что стройка ожила перед весенними выборами. А как выборы прошли, опять остановилась. Теперь дольщики уже не верят, что этот кошмар когда-то закончится.
«Нам с телеэкрана рассказывают, что все движется, проблемы обманутых дольщиков решаются. А я как приеду на стройку — моя квартира как стояла без окон, так и стоит, — разводит руками Горбунов. — Я уже просто дошел до отчаяния».
Над ними президент летает
Андрей Николаевич Горкун — бездомный инвалид. Он тоже из того же «Марьина Града». Купил квартиру в ипотеку еще в 2012 году — тогда дом уже был построен.
Специально с женой выбрали последний, четвертый, этаж, чтобы по голове никто не ходил.
«Дома уже были построены, но вдруг бывший застройщик начал вырезать в крыше окна и продавать людям чердаки в качестве квартир! Теперь комиссия эти пятые этажи не принимает, а застройщик давно обанкротился и денег за эти квартиры покупателям вернуть не может!» — удивляется Андрей Николаевич.
Новый застройщик в прошлом году начал менять все коммуникации: мол, сделаны не по ГОСТу. Оказывается, трубы предыдущий застройщик закопал не на ту глубину.
«Заморозки пошли бы, лопнули бы трубы. Нас бы всех тут залило канализацией», — рассказывает Горкун.
Дольщики чего только не делали: и в палатках возле своих домов жили, и голодали, и письма писали во все инстанции.
«На акции к мэрии и Дому Правительства выходим регулярно, — объясняет Андрей Николаевич. — Сюда приезжают обманутые дольщики со всех регионов. И хотя нам говорят, что проблема решается, я вижу, что обманутых дольщиков со всей страны приезжает все больше и больше!»
Почти все пострадавшие из «Марьина Града» брали ипотеку в государственном банке. Тот же Горкун с женой взял всего два миллиона, а платит с 2012 года по 21 тысяче в месяц, и платить ему еще 18 лет!
«Мы в банк обращались, умоляли до сдачи дома снизить платежи — нам же с женой еще и снимать что-то надо. А банк ни на какие уступки не идет. Хотя застройщик, продавая квартиры, козырял тем, что их кредитуют крупные государственные банки», — возмущается он.
Бывшего застройщика пытались привлечь к уголовной ответственности. «Но в итоге он на свободе, объявил себя банкротом, а куда делись наши деньги, неизвестно, следователь так и пишет: вывезены деньги неустановленным лицом», — не понимает Горкун.
«Теперь нам говорят, что Росавиация не дает разрешения. Оказывается, над нашими домами проходит пролет правительственных самолетов и вертолетов, — удивляется Горкун. — А как получали разрешение на строительство жилого комплекса?»
Когда люди получат ключи, неизвестно. График сдачи объекта передвигался неоднократно. Если власти хотели бы помочь, проблема уже была бы решена. А пока мы только видим желание поскорее сбросить с себя обязанности думать о ком-то вместе со стремлением создать красивую картинку.
Аделаида СИГИДА