К психиатру… за квартирой

Мошеннические схемы на рынке недвижимости приобретают все более изощренный характер.

 

Так, в последнее время участились случаи обмана покупателей жилья с помощью справки от психиатра. Нечистые на руку продавцы квартир под предлогом своей невменяемости отсуживают недвижимость у честных покупателей, оставляя последних с носом.

 

Круговорот квартиры в природе

 

Адвокат, кандидат юридических наук Оксана Филачева уже несколько месяцев требует от правоохранительных органов возбудить уголовное дело против бывшей медсестры психиатрической больницы Татьяны Соловьевой.

Имея одну-единственную квартиру в Москве, экс-медсестра умудрилась пять раз продать ее и вернуть обратно. Для этого медработник оформила «психами» своих ближайших родственников — мужа и маму.

«Преступниками нередко применяется схема, когда продавец квартиры приносит справку из ПНД, что здоров, — рассказывает Оксана Филачева. — А через два-три года после продажи квартиры вдруг появляются медкарты, где написано, что на момент заключения сделки гражданин страдал психическим расстройством, просто его не успели на тот момент поставить на учет».

Действительно, за один визит к врачу диагноз обычно не поставишь. А вот оснований для расторжения сделки может оказаться достаточно.

«Соловьевы применяли более хитрую схему, — продолжает адвокат. — Изначально квартира принадлежала мужу Соловьевой, потом он ей квартиру подарил. Затем сама Соловьева продала квартиру, честно предоставив справку о том, что психически здорова».

Через пару лет супруг этой гражданки обратился в суд с заявлением о том, что психически болен, и когда дарил квартиру своей благоверной, совсем не понимал, что он делает. Суд иск удовлетворил, и сделка дарения была расторгнута. А следом и договор купли-продажи — ведь нельзя продать квартиру, которая тебе не принадлежит. Так квартира вернулась к супругу Соловьевой, а покупатель квартиры остался «с носом».

Но на этом пара не успокоилась. Муж снова дарит квартиру жене, и так далее по кругу. Всего Соловьевы умудрились продать свою квартиру пять (!) раз. И это — не конец истории.

«Когда семейкой стали интересоваться правоохранительные органы, Соловьева решила оформить «психом» свою маму, и схема закрутилась уже при ее участии», — констатирует Оксана Филачева.

При этом уголовное дело в итоге так и не возбудили. Облапошенные покупатели пытались вывести семью «психов» на чистую воду. Для этого достаточно доказать, например, что муж и мама экс-медсестры психически здоровы. Но для этого надо проводить независимую психиатрическую экспертизу, на что мошенники, понятное дело, не соглашаются. А заставить их в рамках гражданского судопроизводства невозможно.

«Более того, мы даже не можем показать независимым психиатрам их психиатрические карточки! — возмущается Оксана Филачева. — Ведь это медицинская тайна, гражданский суд имеет право рассматривать только те медицинские документы, которые сами «больные» предоставили в суд добровольно».

А предоставляют они обычно не историю болезни, а уже готовое заключение психиатра. К слову, признать себя психически больным или психически здоровым (кому как нужно) стоит в Москве $15 тысяч. То есть продав квартиру за 5–7 млн руб. и потратив «на диагноз» меньше миллиона, мошенники неплохо зарабатывают даже на одной продаже.

А что же следствие? «Обвинить психиатра в неверном диагнозе практически невозможно. Однако в случае с семьей Соловьевых экс-медсестру и без этого можно было бы привлечь по статье «Мошенничество», — констатирует Оксана Филачева.

 

Надо — и больной станет здоровым!

 

Тем временем медицинские справки используются мошенниками все чаще и чаще. Зато честному человеку — и медсправка не поможет.

«Бывают обратные ситуации. Например, одного из моих подзащитных, действительно психически больного человека и уже более двадцати лет состоящего на учете в ПДН, обманом вынудили продать свою квартиру за бесценок. Когда он попытался оспорить сделку, психиатрическая экспертиза вынесла решение — на момент заключения купли-продажи полностью отдавал себе отчет в своих действиях!» — удивляется Оксана Филачева.

То есть когда надо мошенникам, и псих оказывается нормальным. А когда надо — и здоровый сойдет за психа.

«Полиция, по сути, ничего не делает, а мошенники ходят и у людей квартиры отбирают, — комментирует председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст. — Для примера: в Европе таких схем просто нет, в той же Норвегии государство в случае признания сделки недействительной компенсирует пострадавшей стороне стоимость жилья за счет госбюджета — мол, раз государство зарегистрировало незаконную сделку, то государство должно и отвечать».

В России тоже недавно Конституционный суд вынес решение в отношении части 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ «Истребование имущества от добросовестного приобретателя». («МН» уже писал об этом). Согласно решению суда, квартира должна оставаться у покупателя. Но касается это решение только «выморочного жилья», на которое претендует государство. Что же касается сделок между физическими лицами, то на них данное решение КС не распространяется.

«Вал подобных мошенничеств начался после 2011 года, когда были внесены изменения в ст. 320 Гражданского Кодекса «Истребование имущества добросовестного приобретателя», — продолжает Мария Баст. — До этого, согласно закону, жилье оставалось у добросовестного приобретателя. В 2011 году закон поставил интересы продавца выше интересов покупателя. И началось…».

А если бы, как в Норвегии, государство компенсировало все убытки пострадавшей стороне, тогда, глядишь, и полиция начала бы сажать преступников.

 

Аделаида СИГИДА

 

К психиатру… за квартирой

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend