Первые дни Нового года ознаменовались «кражей века». И хотя случилась она не в нашей стране, особое внимание к этому происшествию проявили именно в России, чему есть резонные причины.
Но сначала — о самом ЧП.
Житель города Доброполье, что в Донецкой области Украины, средь бела дня похитил из местного храма ларец с мощами Георгия Победоносца (на снимке) и скрылся.
Вора вскоре вычислили и задержали. Украденную ценность конфисковали. А в отношении подозреваемого возбудили уголовное дело по статье 297 УК Украины («Надругательство над могилой, другим местом захоронения или над телом умершего»).
При этом сам злоумышленник объяснил, что украл мощи, поскольку «слышал, что реликвии обладают чудодейственной силой». Только и всего!
То есть, мотив преступления — остро социальный. В переводе на человеческий язык, он звучит примерно так: когда здоровье подорвано, а современная медицина помочь не в состоянии, свое спасение любой нормальный человек видит в мощах святых, о чудодейственных возможностях которых слагаются легенды.
А раз так, то за ними начинается настоящая охота, и Россия в этом смысле — отнюдь не исключение.
Можно, например, вспомнить кражу из храма Святой Екатерины, что в Санкт-Петербурге, мощей Александра Невского, Николая Чудотворца и еще десятка почитаемых святых. Примерно в то же время аналогичные случаи имели место в Москве, где из Донского мужского монастыря был украден ковчег с мощами новгородских святых, и в Нижнем Новгороде, где из церкви Успения Божьей матери похищены мощи великомученицы Варвары, святителей Иннокентия и Филарета, митрополитов Московских.
Но мотив у перечисленных преступлений — уже чисто коммерческий. То есть, чем активнее реклама чудодейственности тех или иных мощей, тем притягательнее для злоумышленников становятся объекты вожделений, тем наглее действуют аферисты. Неслучайно поэтому одна и та же рука Иоанна Крестителя может выставляться сразу в нескольких российских церквях одновременно. А в подлинных с виду ковчежцах могут быть замурованы кости недавно забитого животного или даже покойника.
Дельцы этого необычного черного рынка знают, что подлинность святынь мало кого волнует, что жаждущие исцеления люди готовы платить за спасительные (а на самом деле — куриные) косточки миллионы. Вот почему объявления о продаже мощевиков доступны на десятках аукционов и сайтов. Разброс цен, в зависимости от значительности святого, от 65 тысяч рублей (за небольшой мощевик Николая Чудотворца) и выше, вплоть до полумиллиона.
Так что мы в России, выходит, не только сами с усами, но и — с мощами.
Леонид ГРЕКОВ