Открытое письмо мэру Москвы Сергею Собянину по поводу так называемого благоустройства лесопарков столицы
Уважаемый Сергей Семенович!
С некоторых пор Вы стали практиковать удобную форму прямой связи с избирателями, используя для этого электронную почту. Меня, например, Вы регулярно поздравляете то с днем рождения, то с памятными датами.
Причем Ваше внимание не ограничивается лишь поздравлениями. То и дело Вы заботливо напоминаете мне о безопасности в связи с коронавирусной инфекцией, сообщаете о предпринимаемых мерах социальной поддержки граждан, или обращаетесь накануне важных политических событий с призывом выразить свою активную позицию.
Скажу Вам честно: все эти годы я дорожил Вашими прямыми обращениями, считая их реальным проявлением демократии. И в глубине души даже гордился: надо же, высшее должностное лицо в правительстве Москвы говорит со мной напрямую и самим этим фактом подтверждает мое участие в управлении городом.
И вот тебе на! В ноябре прошлого года мое доверие к вам заметно пошатнулось по одной простой причине. Громко объявив о комплексном благоустройстве лесопарков столицы — Битцы, Кусково, Покровское-Стрешнево и других, Вы на сей раз не стали почему-то советоваться ни со мной, ни с другими жителями прилегающих к парковым зонам районов. А зря. Ибо, если бы обратились напрямую к живущим там людям (а я из их числа), если бы, кроме начертанных планов, раскрыли бы и конкретные механизмы их реализации, возможно, не случилось бы того, что случилось.
Случилось же непредвиденное.
Представьте себе хотя бы на минутку, уважаемый Сергей Семенович, что на Ваш садовый участок неожиданно налетела мощная землеройная техника. И, не давая опомниться, стала выворачивать любовно уложенные еще вчера дорожки, утюжить кустарники и валить деревья, срывать с опор и кромсать уютные, казалось бы, беседки, лавочки и другой инвентарь…
На Ваше уместное возмущение происходящим и ссылки на неприкосновенность территории человек в спецовке, представившись руководителем работ, тут же демонстрирует Вам красивые картинки Вашего же участка со строго очерченными лужайками и гуляющими по ним — подумать только! — Кети Холмс, экс-супругой Тома Круза, с дочерью Сури. И уловив в глазах некоторое замешательство, выдвигает железный аргумент: «Вы же сами об этом просили!».
В тот самый момент, Сергей Семенович, Вы просыпаетесь с испариной на лбу, ибо ТАКОЙ сюжет, понятное дело, мог Вам лишь присниться.
А вот постоянные посетители лесопарка «Покровское-Стрешнево», включенного в широкомасштабную программу благоустройства, переживают все это наяву. И видят живые, а не нарисованные картинки, наблюдают реальные, а не расписные результаты так называемого благоустройства. Эти события у иных людей вызывают оторопь, ибо происходят они не на стройплощадке, а на Особо охраняемой природной территории, каковой, согласно официальному статусу, является Покровское-Стрешнево, но его, этот статус, пропагандисты мэрии старательно прячут от глаз и ушей критиков предпринятого благоустройства, предпочитая называть ООПТ просто парком.
Вполне допускаю, что мэру докладывают лишь конечный результат проекта, а ход его реализации, дабы не отвлекать по мелочам, утаивают. Поэтому вкратце напомню, как развивались события минувших дней.
После того, как Вы объявили о программе благоустройства лесопарков, чиновники мэрии стали из кожи вон лезть, чтобы втереть москвичам очки.
Во-первых, они запустили электронное голосование на платформе «Активный гражданин» с явно тенденциозными вопросами, большинство которых начинались словами «Вы поддерживаете предложения по благоустройству…» — и далее следовали наименования объектов благоустройства. Не Вам, искушенному управленцу, объяснять, к чему приводят тенденциозные вопросы и навязываемые варианты ответов на них. Но я сейчас не об этом.
Во-вторых, чиновники мэрии, подменяя понятия, взяли на себя смелость считать итоги электронного голосования на платформе «Активный гражданин» чуть ли не референдумом, сделали его неким жупелом и козыряют им теперь в удобных для себя случаях. Хотя проект «АГ», придуманный Департаментом информационных технологий, как считает депутат Мосгордумы Сергей Митрохин, не имеет правового статуса и оттого вызывает все больше недоверия в обществе (особенно, добавлю от себя, в результате таких заорганизованных кампаний, как «всенародная поддержка благоустройства»). А Максим Круглов, руководитель фракции «Яблоко» в Московской городской Думе, и вовсе назвал электронное волеизъявление новым способом административной мобилизации.
В-третьих, мэрия и правительство, дабы осуществить задуманное и оправдать в глазах общественности свои сомнительные планы, мобилизовали весь свой пропагандистский ресурс. С первых дней запуска проекта в ряде СМИ, как по команде, были опубликованы бравурные репортажи об ожидаемом превращении «какого-то там леса» в чудо-парк с современной инфраструктурой, а по сути — в обычный, урбанизированный ПКиО, каких в столице пруд пруди. А попытки автора этих строк обратить внимание телевизионщиков, снимавших очередной пропагандистский сюжет, на мнение постоянных посетителей парка, закончились бегством репортеров с глаз долой.
Вскоре у входов на ООПТ «Покровское-Стрешнево» появились информационные центры, предназначенные для разъяснительной работы среди населения.
В них-то и развесили плакаты с красивыми картинками и неизменным присутствием в кадре той самой Кети Холмс, равно как и других медийных персон. Целыми днями нанятые информаторы занимаются в этих киосках тем, что усыпляют бдительность обеспокоенных граждан обещаниями провести благоустройство с минимальным ущербом для природного ландшафта. Да Вы и сами, Сергей Семенович, запуская данный проект, заявили, что он «будет максимально бережным и щадящим».
На самом деле все происходит с точностью до наоборот.
«Варварская акция», «похабное благоустройство», «полный разбой» — я отобрал самые пристойные выражения, которые посетители парка адресуют Департаменту капитального ремонта, взявшего на себя не свойственные ему, как считают специалисты, функции заказчика работ на ООПТ. Ими переполнены социальные сети, испещрены заборы и ограждения, воздвигнутые благоустроителями по всему периметру лесопарка.
Ваши представители называют действия защитников парка противозаконными, грозят активистам административными мерами. Хотя сами — одним своим появлением в парке в сопровождении тяжелой техники! — нарушили общее для всех ООПТ правило: на этих землях запрещается любая деятельность, не связанная с сохранением ООПТ и оказывающая негативное воздействие на его природные комплексы.
И что мы видим сегодня?
По парку со статусом ООПТ (подчеркиваю это!) снуют тяжелые самосвалы, работают экскаваторы, выкапываются траншеи и котлованы. Добавьте к этому планы ДКР на выемку180 тысяч кубов грунта (что уже отчасти делается) — и Вы получите картину, которая вряд ли положительно воздействует на веками сложившуюся экосистему парка. А если выберетесь к нам в парк (выбираетесь же Вы на важнейшие стройки Москвы!), удостоверитесь, как Ваши подчиненные воплощают в жизнь «щадящий» режим благоустройства. И наверняка (очень хочется в это верить) по-человечески удивитесь, увидев, как людей, приходящих в любимый парк отдохнуть от городской суеты и набраться сил после трудового дня, загоняют в узкие огороженные коридоры, в которых бывает трудно разойтись лыжникам с велосипедистами или родителям с коляской и владельцами собак. А если, не дай бог, какой-то из псов сорвется с поводка и кинется на ребенка? Там ведь не отступить в сторону, не спрятаться за кустарником…
«Сами просили» — повторяют теперь вслед за Вами, как мантру, высокопоставленные чиновники мэрии, объясняя назревшую вдруг необходимость одним махом благоустроить с десяток лесопарков столицы, включая наш, Покровско-Стрешневский. Но кто просил? Сколько таких просьб поступило в мэрию и кто конкретно под ними подписался?
Я опросил добрую сотню посетителей, и ни один из них — ни один, Сергей Семенович! — даже не заикнулся о необходимости полномасштабного переустройства парка. Да, некоторые из опрошенных оговаривались, что не против благоустройства в виде очистки территории от валежника, сухостоя и сохранившихся на окраинах старых построек, других косметических работ, сравнимых с уборкой квартиры в доме.
Может, еще не поздно пойти именно таким путем по отношению к ООПТ? А заложенные на их благоустройство (Ваши подчиненные используют и другие термины — реабилитация, восстановление) 22,9 млрд рублей потратить на социальные нужды, которые, как Вы не раз подчеркивали, в приоритете правительства Москвы? Или на экологическое воспитание и просвещение, на что, по словам депутата Мосгордумы от КПРФ Николая Зубрилина, выделено в 46 раз меньше средств, чем отпущены ДКР на благоустройство ООПТ.
Я понимаю, что признавать ошибки не всегда приятно. Но не видеть очевидного различия между ПКиО и ООПТ, тем более законодательного прописанного, для инициаторов проекта разве приятнее?
По мнению специалистов, назначение ООПТ, расположенных в границах Москвы, существенно отличается от рекреационного назначения городских парков с их развитой инфраструктурой досуга и развлекательного отдыха, спорта, питания. Основная задача охраны природных территорий — улучшение, оздоровление и поддержание благоприятной для всего живого окружающей среды.
Убедить в этом столичное правительство, доказать властям, что именно экологическое, а не рекреационное назначение лесопарков требуют сохранить москвичи, пытались еще на стадии запуска проекта многие организации — Московское городское общество защиты природы, Центр охраны дикой природы, WWF России, общественная экологическая организация «ЭКА», московское отделение Гринпис. Но их словно не слышат. А Гринпис еще и обвинили в «стравливании москвичей и властей столицы». То есть, отдых смешали с политикой, что сейчас наблюдается в мире спорта.
Ну, ладно, не доверяете международным НКО, прислушайтесь хотя бы к доводам отечественных ученых, назвавших сложившуюся вокруг парков ситуацию беспрецедентной.
Руководитель научного направления Института океанологии РАН, академик М. Флинт, члены-корреспонденты РАН В. Захаров (Институт биологии развития РАН), О. Соломина (Институт географии РАН), Н. Лукина (Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН) и А. Тишков, Почетный работник охраны природы РФ прямо заявили, что «планы московского правительства по комплексному благоустройству, а по сути — хозяйственному освоению ООПТ… ставят под угрозу экологическую и климатическую устойчивость нашей столицы, здоровье ее жителей».
Именно так оценили ученые размещенный в открытом доступе фронт работ, включающий строительство на территории нескольких ООПТ, в том числе Покровско-Стрешневского, спортивных и досугово-развлекательных объектов, прокладку более 100 км инженерных коммуникаций, линий освещения и т.п.
По словам экспертов, благоустройство на ООПТ может быть исключительно экологическим. Они особо подчеркивают, что природные экосистемы и рукотворное озеленение — это два принципиально разных типа зон, функциональное назначение и экологическая эффективность которых несопоставимы, а трансформация естественных ландшафтов в парки под предлогом комфортности и безопасности для жителей (на чем настаивают чиновники столичного правительства. — Л.А.) может привести к значительному снижению их экологической и культурно-воспитательной эффективности в самом близком будущем.
«Московские ООПТ в их нынешнем состоянии уже приспособлены для спокойного отдыха на природе, в них давно созданы оптимальные условия с точки зрения комфортных прогулок в окружении естественной природы, считают ученые. Поэтому (цитирую письмо ученых на имя президента Путина) «никакие опросы жителей на портале «Активный гражданин» не могут заменить необходимость глубокого и всестороннего научного анализа, равно как такие опросы и их «решения» не могут быть выше требований и положений действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды и ООПТ, а следовательно — Конституции РФ».
Казалось бы, что тут непонятного! Ну, переборщили малость чиновники, хотели ведь как лучше. А коль так, пусть сделают шаг в сторону. Или хотя бы приостановят незаконные работы вплоть до проведения полной инвентаризации охраняемых видов растений и животных и широкого обсуждения объемов допустимого вмешательства с представителями науки, экспертного сообщества и общественностью. К этому, собственно говоря, призывают и ученые, и жители районов, расположенных у приговоренных к смерти лесопарков.
Пока же подведомственные мэрии структуры с упорством, достойным лучшего применения, продолжают штурмовать неприкосновенные ООПТ, о чем лично я могу судить по родному Покровскому-Стрешнево. Блеснул было лучик надежды после инспекционного визита в парк столичного депутата Сергея Митрохина, который заручился у подрядчиков джентльменским обещанием приостановить работы до 15 февраля, когда он получит ответы на депутатский запрос в прокуратуру Москвы о законности начатых работ. И техника, действительно, заглохла. Но стоило депутату ретироваться, заработала снова.
Интересно, кто должен приехать в Покровское-Стрешнево, чтобы здесь реально приостановили работы? Премьер? Сам президент? Но мне почему-то верится, что сюда приедете Вы. Не только потому, что страсти вокруг благоустройства накаляются день ото дня, но и потому, что благоустройство ООПТ «Покровское-Стрешнево» Вы сами признали самым проблемным.
Еще бы! Всего на 220 гектарах земли сама природа удачно расположила сразу семь озер, две речушки, овраги и холмы. Из подножия одного из них вот уже второе столетие бьют живые ключи, из которых столько же времени люди пьют воду, а иные и лечатся. И не было еще случая, чтобы кто-то решил реабилитировать или, тем более, капитально отремонтировать матушку-природу — она сама себя лечит. Но — не калечит!
Увы, активисты сообщают в соцсетях о случаях, когда благоустроители специально ломают некоторые постройки, чтобы продемонстрировать очередной съемочной группе, насколько необходимо парку лечение. Не говорю о том, что на днях снесены (уже по плану) волейбольная и баскетбольная площадки, удачно вписавшиеся в ландшафт у пруда. Демонтируется вполне уютный фонтан и еще вчера уложенные дорожки. На очереди — детские площадки, реконструированные всего пару лет назад, и родник «Царевна-лебедь» — бесценная гордость всех, кто хоть раз полакомился его студеной водой. Согласно легенде, свое имя он получил после того, как в XVIII веке царевна Елизавета Петровна лечила в его водах язвы на ногах. И вот этот природный источник, который не только поит людей, но и подпитывает речку Химки — круглогодичное убежище для уток, бобров и ондатр, собираются заключить в некий саркофаг в виде емкостей, в которые будет собираться отфильтрованная на входе вода, и которые регулярно станут очищать всевозможными химикатами.
Таким воспринимает народ предложенный ДКР каптаж — «сооружение (цитирую), которое будет обеспечивать эффективный захват только родниковой воды и выведение ее на поверхность». То есть, до сих пор вода сама приходила к людям, а теперь ее вознамерились подводить с помощью труб, сдабривая ее столь любимой горожанами хлоркой. Из чего у постоянных посетителей родника напрашивается один вывод: делается это для того, чтобы отлучить тысячи и тысячи жителей столицы от любимого источника, а там, глядишь, и от парка, ибо он станет «как все». Если же иссякнет источник, иссякнет и русло Химки, отчего вода в речке станет зимой замерзать и, стало быть, исчезнут утки вместе с водоплавающими грызунами. А отсюда, как считают многие, недалеко и до конечной цели затеянного благоустройства: превратить ООПТ «Покровское-Стрешнево» в обычный ПКиО, после чего перевести в статус, позволяющий застроить территорию как утратившую свою первоначальную ценность.
Это мы уже проходили, и Вы, уважаемый Сергей Семенович, знаете о таких прецедентах не хуже меня. Самый свежий пример — разгоревшийся конфликт в Троицке, власти которого при содействии столицы решили построить школу площадью 30 тысяч квадратных метров, выделив под эту грандиозную стройку 5 гектаров Троицкого парка. Когда рабочие начали рубить деревья, местные жители стали буквально ложиться под бензопилы. Конфликт перерос в открытые столкновения с застройщиками. Стенка на стенку. Есть пострадавшие. Но активисты инициативной группы «За сохранение Троицкого леса» настроены решительно и отступать не намерены.
Почему я пишу об этом именно Вам?
Ну, во-первых, потому, что все обращения в какие-либо контролирующие (включая федеральные) органы возвращаются в Департамент капремонта, что, с одной стороны, понятно, учитывая Ваше влияние в столице, с другой — по меньшей мере, алогично, ибо такая форма обратной связи не имеет абсолютно никакой перспективы.
Во-вторых, я (наивно, наверно) решил, что, коль скоро Вы, Сергей Семенович, обращаетесь лично ко мне по электронной почте, то и я сохраняю за собой право обратиться лично Вам, но через газету, потому что, опять же, Ваши почтовые обращения исключают возможность ответить Вам и быть услышанным. А Вы уж, Сергей Семенович, решайте, ответите ли мне здесь же или предпочтете старую форму связи.
В любом случае, прошу иметь в виду одно очень важное обстоятельство: отвечая мне, одному из жителей Войковского района, Вы ответите десяткам тысячам других москвичей, готовых подписаться под каждым словом в моем, казалось бы, личном обращении.
С уважением — Леонид АРИХ
главный редактор «НВ»
лауреат премий СЖР