Научный обозреватель «НВ» Владимир Губарев открывает некогда секретные страницы создания первого в стране подземного завода по производству плутония.
(Продолжение. Начало — в № 04 «НВ» за 5 февраля 2013 г.)
Под рекой — по стопочке
В свободное время удалось выехать на берег Енисея (совсем неподалеку от комбината). Здесь каменистая гряда, а потому — место необычное, уединенное и очень красивое.
Стремительный Енисей летит мимо. Могучая река. И холодная, что хорошо для реакторов, для их охлаждения.
Изредка по реке проходят катера, суда побольше. И невдомек их пассажирам, что слева от них — подземный плутониевый комбинат. Леса и горы скрывают его от сторонних глаз.
И не только сам комбинат невидим, но и тоннель тоже — тот, что проложен под Енисеем.
Тоннель длиной 2 километра 200 метров. Мы вчера проехали по нему. Резкий спуск вниз, будто в преисподнюю. Темнота. Там всегда идет дождь. Воды все-таки много, а потому — жутковато.
Едем долго, осторожно, будто опасаясь встретить нечто необычное, потустороннее. И с облегчением вздыхаем, когда машина выскакивает на свет. Шлагбаум, два часовых. Дорога обрывается — дальше тайга.
Тоннель был нужен для завода РТ-2 (см. схему), который должен был перерабатывать топливные сборки реакторов ВВЭР-1000. Завод уже начал строиться. Геологи нашли неподалеку, за Енисеем, специальное геологическое образование — «линзу», которое стало бы прекрасным подземным хранилищем для слаборадиоактивных отходов. Но чтобы добраться до «линзы», нужно было перешагнуть реку — так и появился проект тоннеля. Честно говоря, его прокладка особых трудностей для строителей «Горы» не представляла — опыт столь необычных подземных сооружений у них был огромный.
В общем, все складывалось хорошо: завод строился, тоннель прокладывался, подземное хранилище обустраивалось, и начали завозить в Красноярск-26 отслужившие свой срок реакторные сборки.
Следует упомянуть, что переработка сборок — дело весьма выгодное. Французы — лидеры в этом направлении работ с ядерными материалами. Их завод находится на берегу Ла-Манша. Мне довелось побывать на нем, познакомиться со всей технологической цепочкой работ с ядерными сборками. Многое доводилось видеть на своем веку, но этот завод не может не поражать — просто нечто фантастическое!
Чуть позже я побывал на РТ-1, что действует на «Маяке». Чего скрывать, наш первенец уступает французскому аналогу. И этот недостаток должен был исправить РТ-2 в Красноярске-26. И всё наверняка так и было бы — в Средмаше задумки всегда выполнялись четко и в срок! — если бы не грянул Чернобыль.
Катастрофа под Киевом не только отбросила развитие атомной энергетики на десятилетия назад, но и весьма болезненно ударила по всей атомной промышленности нашей страны. Особенно сильно этот удар ощутили в Красноярске-26.
Антиядерная истерия в полной своей мощи разразилась, когда к власти пришла «команда Ельцина».
Осенью 1992 года поступила телеграмма о том, что строительство завода РТ-2 замораживается, а производство плутония прекращается. То, на чем держался горно-химический комбинат, рухнуло сразу…
Положение в то время мог исправить лишь один человек — президент России Ельцин. В июле 1994 года он приехал в Красноярск-26.
Конечно же, гигантское подземное предприятие не могло не поразить его — ничего подобного в своей жизни Борис Николаевич не видел. Он восхищался комбинатом, говорил о его уникальности, воздавал должное его работникам. Здесь же (как всегда — «на коленке») подписал свой Указ о возобновлении строительства РТ-2. Сделал это с легким сердцем, так как ему сообщили, что швейцарцы готовы платить большие деньги за переработку их ядерного топлива.
Но как всегда, указ Ельцина не был выполнен. В Госдуме начались бесконечные дебаты о ядерном топливе, судьбу атомных комбинатов решали необразованные и примитивные люди. Швейцарцы передали свой заказ французскому предприятию, Ельцин же «благополучно» забыл о своем обещании и своих распоряжениях.
Кстати, во время визита Б.Н. Ельцина в Красноярск-26 высокому гостю решили показать тоннель — все-таки сооружение уникальнейшее, нигде больше такого не увидишь. Но Коржаков, главный телохранитель Ельцина, посмотрел документы, фотографии и категорически отказался пускать под Енисей президента. Он посчитал, что это небезопасно, и, наверное, он был прав. Но Коржаков не сообщил о бытовавшей здесь традиции — выпить рюмку водки под могучей рекой. Точно посередине. Там, где прошла сбойка. Бригады проходчиков шли с обоих берегов реки, встретились посередине. Расчет оказался точным, ни сантиметра в сторону. Это событие, разумеется, отметили, хотя спиртное в «зоне» было под запретом. С тех пор так и повелось: точно под серединой реки отмечать проезд на другую сторону. Или обратно. Тут уж все зависит от воображения.
Мы тоже решили отметить посещение тоннеля, дабы в полной мере ощутить всю необычность случившегося.
Убежден, знай о традиции и подробности появления тоннеля, о призрачности его будущего, Ельцин, конечно же, не удержался — прокатился бы под Енисеем. И это в его биографии была бы весьма яркая и незабываемая страница.
Впрочем, прошлого не вернуть. А будущее? Каково оно?
Мне кажется, что биография тоннеля под Енисеем закончится печально. Однажды где-нибудь появится трещина в бетоне, хлынет вода и затопит все — тоннель, штольни, помещения — все, что здесь накопали люди… Многие облегченно вздохнут: мол, не нужно теперь думать о том, как использовать это уникальное сооружение. И это станет последней точкой в истории тоннеля под Енисеем.
Владимир ГУБАРЕВ