Премия, приказавшая долго жить?

Вроде бы улеглись, наконец, страсти, разгоревшиеся сразу после сообщения Нобелевского комитета о присуждении премии мира и не утихавшие вплоть до декабря, пока ее не вручили. Однако на старте нового года захотелось вновь вернуться к этой теме да поразмышлять: что есть сегодня Нобелевская премия мира? Не пора ли ей взять отпуск, а то и вовсе уйти на заслуженный отдых?

Премия, приказавшая долго жить?Живее всех живых?

Богатство, а с ним и славу принесли шведу Альфреду Нобелю российская нефть, изобретение динамита и производство оружия. Наверняка он был очень доволен собой. Но однажды пронеслась новость о смерти Нобеля, некрологами отметились все газеты. Самым внимательным их читателем был сам умерший.

И в одной французской газете он прочитал о себе: «Торговец смертью мертв». Вот тогда-то, 27 ноября 1895 года, он и написал свое завещание, ставшее самым знаменитым в мире. И остающееся таковым и сотню с лишним лет спустя.

Нобель распорядился: все продать, капитал — в банк, доходы с него — специальному фонду, который будет ежегодно вручать деньги тем людям, «кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству». Особо оговорил: и чтобы не обращали внимания на их национальность!

Всего он учредил 5 премий: в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы и за вклад в сплочение наций — премию мира.

Увы и ах!

Сразу следует признать: задуманного Нобелем не случилось. Премия стала очень субъективной.

Если учесть, что Нобелевская премия — это шведская премия, и она должна доказывать, прежде всего, превосходство западного мира над всем остальным, что это средство для собственного пиара; если вспомнить, что всю сотню с лишним лет существования премии ее присуждали в основном гражданам Западной Европы и США (до войны), США и Западной Европы (после войны), то становится ясно: а другой она и быть не могла. 

Судите сами: США — 390 медалей, Великобритания — 134, Германия — 109, Франция — 71, Швеция — 32, Советский Союз, Россия — всего 31 медаль.

Как обходили наших

Великая русская и советская литература, великая русская и советская наука ничуть хуже без нобелевских медалей не стали… Не потеряли в своем величии и в своем значении для человеческой цивилизации.

Лишь стоит начать вспоминать, как НЕ награждали самых достойных, и конца этому не видно. Только два примера.

Льву Толстому 5 раз комитет отказывал в премии. Какой-то шведский секретаришка обвинил великого русского писателя в «оторванности от установлений высокой культуры», в «косной жестокости к любым формам цивилизации»… И писатель потребовал оставить его, наконец, в покое. В 1906 году он категорически запретил шведам рассматривать впредь свою кандидатуру. Создателя «Периодического закона химических элементов» Дмитрия Менделеева номинировали 9 раз! Но так и оставили без награды…

Политическая литература

Особое внимание публики всегда привлекает премия по литературе. Ничего обидного для прочих обладателей «нобелей». Ну, кто из нас разбирается в физике или химии? А книги даже в наше время еще читают, понимают, имеют свое мнение о них…

Но и в художественной литературе всегда главенствовала политика.

Совсем неслучайно до сих пор вдруг вспыхивают с новой силой старые споры: чего было больше в награждении Нобелевским комитетом советского писателя Бориса Пастернака — литературы или политики?

А дали бы так быстро — от первой публикации до награждения прошло всего 8 лет! и с первого раза! — премию Солженицыну, будь он обласкан Советской властью и получи Ленинскую премию? Да сам писатель говорил о политической подоплеке своей литературной награды.

А получил бы премию Иосиф Бродский — «за всеобъемлющее творчество и поэтическую интенсивность» (что такое «поэтическая интенсивность»?) — если бы не выехал из Советского Союза в США, не стал эмигрантом? Если не выбрал, так сказать, тамошние «свободы и демократии»?

Я не имею в виду, что творчество этих писателей плохо, не такой я великий спец, чтоб судить об этом профессионально. Я — совсем о другом. А дали бы им эту награду в ином случае? И однозначного ответа не нахожу. Не наградили же «нобелем» великую Анну Ахматову, не бросившую свою Родину. А вот бросила бы… А чем хуже поэт Вознесенский поэта Бродского?

Очень скандальная премия

Поставленные выше вопросы о награждениях появились не только после окончания II мировой войны, когда сила и мощь победившего германский фашизм СССР напугала бывших союзников, и они объявили нам холодную войну. Все то же самое было и раньше. Никто не обращал внимания на творчество писателя, не обсуждал его художественные достижения — главной темой для пересудов служили его политические взгляды и заявления.

Когда в 1939 году наградили финна Франса Эмиля Силланпяя, то современники говорили не о достоинствах его романа «Усопшая в юности» — о поддержке Финляндии, которая в это время вела переговоры в Москве, и еще оставалась надежда предотвратить советско-финскую войну. А сам писатель, вдохновленный признанием, тут же занялся… Нет, не работой над новым произведением — сбором денег в помощь армии. И впрямь: нобелевскому лауреату подавали чаще и больше.

А когда в 2015 году лауреатом объявили Светлану Алексиевич, советскую писательницу…

Родилась на Украине, гражданка Белоруссии, родной язык — русский, потому что на нем думает и пишет, живет в Германии, награждена советским орденом «Знак Почета», премией Ленинского комсомола, премией имени Николая Островского… Ну, правда, советская насквозь. И ведь наградили. А что было бы, не отрекись она после развала Советского Союза от всего, что написала и от самой себя?

Выбор этот сразу окрестили скандальным, он вызвал множество вопросов и споров. И опять говорили не о книгах Светланы Алексиевич, а о том, что решение шведы приняли назло «путинской России».

Но опять сам собой все тот же вопрос вставал: а дали бы ей «нобеля», не стань она прежде популярной на Западе своими антироссийскими выступлениями?

Премия за то, чего нет?

Нобелевская премия по литературе по накалу страстей и грандиозности скандалов может соперничать или даже уступать Нобелевской же премии мира.

В последние годы на нее, самую престижную, претендуют уже сотнями человек и организаций! А ведь если вдуматься… Награждать премией за мир, когда планета объята войнами, как-то странно…

Ну, правда ведь странно: повсюду полыхают вооруженные конфликты, гражданские и религиозные войны. К ним добавились теперь еще и расовые. В них вовлекаются все новые страны. Европу захлестнула волна беженцев, сопоставимая по своему масштабу с великим переселением народов после окончания II мировой войны!

Тем не менее Нобелевская премия мира находит своих героев. Да еще каких! Но об этом — в следующем номере.

Ольга КИТОВА

лауреат международной премии свободы прессы

(Окончание следует)

Похожие статьи

Send this to a friend