Торговля людьми — трагическая реальность 21 века.
Эта страшная новость уже облетела чуть не все печатные и электронные СМИ страны: в московском продуктовом магазине десять лет использовался рабский труд. Лица мигрантов, как и леденящие душу их признания, вызвали искреннее возмущение аудитории и требование наказать не только конкретных рабовладельцев, но и всех тех, кто так или иначе потворствует торговле людьми в России.
На самом деле жуткий случай в Гальяново высветил не только старую проблему, о которой до недавнего времени говорили очень скупо и неохотно. Сам факт и возбуждение наконец (хотя и не без вмешательства СМИ) уголовного дела, обсуждение ЧП в сети, а также в правозащитных и мигрантских организациях со всей очевидностью убеждают в том, что в столице, да и в стране в целом, давно сосуществуют совершенно разные типы людей. Единственное, что их объединяет, это то, что они дышат одним воздухом. В остальном эти люди не только не пересекаются годами и десятилетиями, но живут в разных правовых и социальных мирах, подчиняются разным нормам и правилам поведения. И самое страшное, все с этим, судя по всему, давно уже примирились.
О том, что в России существует по крайней мере два типа правоприменения, пишут и говорят регулярно уже много лет, об этом сложены анекдоты. Даже первоклашки знают, что существует закон отдельно для начальства и приближенных к ним лиц, и отдельно для всех остальных. Что есть инфраструктура жизнеобеспечения и развлечения для богатых, но есть — и для бедных, им адресованы разные медийные месседжи, разные политические слоганы, разные стилистические штампы. Существует «политический класс» и «избирательный планктон».
Как и повсюду, жив в стране малочисленный слой творческой интеллигенции и просто культурных людей, для которых целлюлоидные ориентиры рынка не заменили традиционных эстетических и нравственных ориентиров, и в разы превосходящая их группа тех, кто вообще не понимает, о чем эти лунатики беспокоятся.
Есть правые и левые, не всегда отличимые друг от друга, есть националисты и космополиты, ортодоксы и модернисты… Но все без исключения представители этих разнообразных сообществ — свободные граждане. А рядом с ними работают и участвуют в создании услуг, предметов повседневного обихода или роскоши настоящие рабы. И так происходит уже давно.
О том, что на территории бывшего СССР стремительно распространяется торговля людьми, первыми заговорили криминологи еще в начале 90-х годов. Тогда же появились
и первые материалы о торговле женщинами, нередко сопровождаемые броскими заголовками и иллюстрациями, новая тема была выброшена на нарождающийся медийный рынок в скандальной упаковке и довольно долго муссировалась не столько серьезными аналитиками, сколько «желтой» прессой, авторы публикаций интересовались не столько расследованием явления, сколько живым изложением деталей быта секс-рабынь. В начале 2000-х акценты сместились — эксперты с тревогой стали говорить о торговле рабским трудом мигрантов, выступления в СМИ все чаще отмечали участие представителей диаспор в организации подпольных предприятий и варварской эксплуатации земляков — выходцев в основном из Центральной Азии. Большинство публикаций ограничивалось констатацией фактов работорговли и сообщением о судебных решениях. Значительно больше таких материалов стало появляться в нынешнем году — увы, опять без серьезного анализа.
Отсутствие дискуссии в СМИ — подтверждение безразличия аудитории к теме, к судьбам миллионов мигрантов, признание их людьми по меньшей мере второго сорта.
На одной из недавних встреч с экспертами по проблеме современного рабства коллеги были потрясены одной историей. Москвич, сын уважаемых родителей, возвращался поздно вечером на электричке домой, был схвачен вместе с другими пассажирами и «депортирован» на подпольный завод, откуда он вырвался с большим трудом через неделю.
На самом деле в рабство может попасть каждый из нас, даже самый благополучный. Такова сегодня ситуация в России.
Может быть, хотя бы эта невеселая мысль заставит нас задуматься над тем, что мы можем сделать уже сегодня для того, чтобы торговля людьми исчезла из нашей жизни.
Надежда АЖГИХИНА