Международный женский день — ежегодное напоминание о несостоятельности отечественной социальной политики. И политики вообще
День 8 марта — свидетельство неизменности нашего жизненного устройства, до некоторой степени даже загадочное: пусть сменяются политические приоритеты и рушатся идеологические формулы, на место которых приходят не менее отвратительные, — праздник
остается с нами.
И радостное его преддверие, слабый цветочный запах в душных вестибюлях метро, улыбки продавщиц при виде смущенных мужчин в отделах женских товаров, и прорастающие сквозь повседневность, непривычные в сосредоточенной утренней толпе улыбки пассажирок самого разного возраста — подтверждение поистине всенародной его природы, не сводимой ни к изначальному политическому (вполне адекватному времени) смыслу, ни к бесформенной формулировке типа «день весны и любви». Не случайно провалились все попытки ликвидировать 8 марта как проклятое наследие социализма, и дело не только в том, что люди привыкли к выходному дню в начале весны, когда настоящее тепло еще только угадывается. И не только в том, что мужчины в этот день пытались примерить не свойственную им в обычные дни роль заботливого мужа и отца, образцово-показательно гладили-драили-пылесосили, выносили мусор и гуляли с детьми ( чтобы счастливо забыть об этом кошмаре повседневности назавтра –до следующего Международного Дня солидарности трудящихся женщин). Суть в том, что день 8 марта дарил всем нам возможность подумать об альтернативе – о совершенствовании окружающей нас действительности, наших отношений, о новой жизни вообще. Хотя бы ненадолго. И не случайно практически каждый мужчина старался в этот эксклюзивный день казаться ( или стать) чуточку лучше, и каждая женщина, от директора фабрики до мигрантки- дворничихи и дочери олигарха чувствовала себя хоть на мгновение королевой, или мечтала об этом… Значение этого глубоко личного переживания трудно переоценить — что в советское, что в последующее время, когда вся советская символика подверглась поруганию. Право на этот день, как право на мечту, невозможно отнять.
О мечтах российских женщин гениально рассказали великие писатели 19 века, в наши дни к ним прибавились голоса писательниц, дополнивших картину. Как бы то ни было, именно мечта о лучшей жизни и вера в грядущее счастье помогали нашим соотечественникам выдержать невыносимое, проявлять чудеса самоотверженности и трудовых побед, воспитывать детей без погибших или посаженных отцов и внушать ту же самую веру в идеалы, и продолжать верить в обещания… Последние десятилетия — яркое тому подтверждение, перегибы «лихих девяностых» и формальная стабилизация начала нового века упали в первую очередь на женские плечи. Никто не знает, сколько пролито слез, сколько сломано судеб, сколько женщин вообще ушли безвременно из жизни. Даже страшные сводки статистики убитых и истерзанных мужьями и другими близкими не дают ясной картины. Не видимые миру слезы – цена современной внешне вполне благопристойной стабилизации, оборотная сторона которой- тотальное безразличие к конкретной личности, ее нуждам, ее благополучию. Самый беглый взгляд на «женскую повестку дня» современной российской политики не оставляет сомнений в том, что женщина, как и в советское время, рассматривается как пластичный и удобный материал для реализации государственных проектов, прежде всего- демографического. Сравнение с советской патерналистской системой не в пользу нынешних реалий. Непродуманность и поверхностность принимаемых в этом плане мер – не неряшливость разработчиков, а закономерность всей социальной политики последних лет. Заявления гламурной женщины-министра о том, что в стране нет проблемы насилия в семье – ярчайшая иллюстрация трагического разрыва политики и реальной жизни.
Но тревожит и другое. В повестке дня последних митингов и массовых акций за обновление страны практически не звучали требования женщин. На мой взгляд, это сильно обеднило протестные акции и в разы сократило социальную базу протестантов. Могу предположить, что простое предложение- повысить налоги на тех, чей доход превышает полмиллиона рублей в месяц, и направить деньги на бесплатное образование и лечение детей, подняло бы на улицы всю Россию – и, быть может, даже имело бы успех… Могу предположить, что требование включить женщин во все высшие органы руководства – не спортсменок и телеведущих, а практиков и специалистов, пользующихся доверием людей, помогло бы нормализовать работу государства, снизить уровень коррупции. Как это происходит во многих странах, куда спортсменки, певицы и их спонсоры любят ездить отдыхать. Наверное, у нас все это тоже произойдет, и вырастут новые лидеры, которые смогут артикулировать реальные сюжеты, и у них появятся последовательницы, умеющие отстаивать свои интересы. Но это, видимо, произойдет не сегодня.
Пока же наши женщины продолжают делать извечное свое дело — работать, рожать, воспитывать, утешать, жертвовать собой, страдать и плакать в подушку, не понимая, что жизнь семьи и всей страны на самом деле держится на них, и что они вполне вправе требовать для себя иной жизни, по крайней мере в государстве, которое объявляет курс на модернизацию и всеобщее благосостояние. И- конечно же, продолжают мечтать, и верить тем, кто обещает… Впрочем, об этом – точнее, о русской женщине- полвека назад уже писал поэт Наум Коржавин:
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд
Но кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят…
Пусть новый день 8 марта прибавит всем нам сил и поможет наполниться не только мечтами, но и здравым смыслом. Ясным пониманием того, что жизнь и счастье женщин и мужчин страны должны стать основой любой политических решений и оценкой эффективности государства.
Надежда АЖГИХИНА