Пинка для рывка?

Пинка для рывка?Преступления подростков – оборотная сторона 
безальтернативности публичного пространства

Знаменитый фильм «Чучело» в свое время подвергся цензуре – чиновники из Госкино не могли допустить к прокату сцену, в которой сверстники живьем жгут юную героиню Кристины Орбакайте.

 

Ролан Антонович Быков  с горечью рассказывал о том, что  сцену переделали. Что ханжество советских чиновников отнюдь не защищает детей от жестокости. И что только правда и  уважение к личности подростка побуждают к добру.

Конечно, он был прав.

Сегодня никакого Госкино нет, шокирующие сцены никого из продюсеров и прокатчиков не смущают – скорее, наоборот. Действительность же превосходит самую буйную фантазию кинематографистов, поражая всякий раз своей обыденностью и безысходностью. Зверства полиции померкли в сознании обывателя  на фоне выложенной в сети записи расправы, которую учинили над своей сверстницей-инвалидом вполне обычные  девчонки в Гусеве. И не только они, и не только в этом городе Калининградской области.  В стране происходит страшное —  дети бьют и калечат тех, кто слабее и младше, стариков и мигрантов, и факты эти выстраиваются в зловещую цепь, на фоне которой уже не кажутся столь значительными многие, даже неоспоримые успехи.

Давно известно, что в преступлениях детей и подростков виноваты  прежде всего взрослые – недоглядели, недодали, недолюбили, просто обидели. Как правило, обижали долго и последовательно. Большинство грабителей и насильников в свое время сами оказывались жертвами жестокого обращения и издевательств в семье. Известны методики работы с «трудными» — об этом написано немало, и есть очень успешный опыт в наших регионах, который можно было бы развить. Но девочки, вдохновенно избивавшие слабую и искавшие популярность в You Tube – они же не из «трудных». Как и другие, не постеснявшиеся также поделиться своей «крутизной» в сети …

Конечно, их трудно назвать нормальными детьми, хотя ни в какой инспекции по делам несовершеннолетних не состояли. И, наверное, можно без труда найти педагогические просчеты в поведении их родителей. Но, может, дело в другом? Может, им  понравился дембельский видеоальбом старшего брата или соседа с запечатленными кадрами «поучения новобранцев»? Или они  слишком помногу сидят у телевизора, в котором насилие – будничный гарнир к любому популярному шоу  или сериалу, где сильный унижает слабого, где прав вообще тот, кто платит или бьет…

Нет, я ни в коем случае не за цензуру, я согласна с великим Роланом Быковым: горькая правда учит добру, если у автора есть такая задача. Но  современная шоу-индустрия не имеет в виду столь непрактичный концепт…

По сути, даже политические программы стали частью этого тренда, попса подавила идеологию, почти заняв ее место, так что внятный для маргинала призыв расправиться со всеми, кто не в мейнстриме, не так безобиден…

Конечно, далеко не каждая детская душа, насмотревшись ТВ и даже впечатлившись несовершенством всей окружающей реальности в целом, ожесточится. Но все же не оставляет мысль, что  все эти маленькие садисты —  тоже жертвы  насилия и того образа мира, в котором зло и корысть правят бал, и нет иных ценностей, кроме силы и наглости.

Как остановить этот разрушительный процесс?

Наверное, не лишним будет вспомнить российских гуманистов позапрошлого века, веривших в силу просвещения и пробуждения человеческого достоинства в темной массе. Надо найти средства на возрождение библиотек и музеев в глубинке, на бесплатные школы и клубы, на подготовку молодых воспитателей и тренеров,  на книги и фильмы для детей – то есть,  для создания  культуры противостояния цинизму и жестокости, которые и составляют главную угрозу будущего России. И нет на сегодняшний день дела важнее.

Надежда АЖГИХИНА

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend