Приближающийся День 8 Марта лишний раз напоминает о том, что человеческая жизнь долговечнее любых политических перемен.
Капель, лужи, мимоза у метро, предпраздничная суета и ожидание весны, вместе с которой, быть может, придет что-то новое и важное…
День 8 Марта утвердился в календаре прочнее других красных дат, спокойно пережил смены идеологических векторов и даже покушений на само его существование.
Для кого-то это историческая дата, связанная с преобразованиями социальной действительности бурного XX века, для кого-то — возможность сделать приятное близким и знакомым, для кого-то просто выходной. Но неизменно в этот день очень разных людей обоего пола объединяет возможность сделать не сделанное за долгие месяцы, сказать не сказанные слова и вообще стать лучше.
Наверное, это безотчетное стремление к лучшему — в себе самом, в отношениях с близкими, в окружающей действительности, и есть самое главное.
Ленивые мужья стараются показать свое прилежание, покорно вынося мусор и гуляя с младенцами. Нерадивые дети и внуки осыпают старших своим вниманием и заботой. Суровые начальники преподносят цветы. Министры и президенты клянутся заботиться о соотечественницах и раздают подарки.
В последние годы мне доводилось проводить День 8 марта в разных странах: там, где праздник отмечают всенародно или только в кругу просвещенных и посвященных, на родине инициативы в Нью-Йорке и в Скандинавии, где принцип социального равенства доминирует в политике и повседневной практике многие десятилетия и реализует мечту утопистов куда убедительнее, чем весь советский опыт.
Самое сильное впечатление произвела Италия. Хотя День международной солидарности трудящихся женщин не считается здесь официальным выходным, атмосфера праздника царит на улицах итальянских городов с самого утра. Яркими транспарантами и серпантином украшены автобусы и площади. Мужчины, женщины, дети и пожилые люди готовятся к вечерним шествиям, концертам известных артистов и самодеятельным представлениям, а также непременному выпиванию вина и поеданию сладостей на свежем воздухе или в зале какого-нибудь исторического здания.
Но как бы тепло и радостно ни было в Риме или Болонье, наш праздник все равно полнее и значительнее. Не потому, что мы отмечаем его дольше. В этот день всем нам не просто можно, но как бы положено думать о преодолении несовершенства мира, хотя бы по отношению к женщинам, а женщинам, в свою очередь, сам бог велел мечтать не только о лучшей доле — о счастье.
Склонность российских женщин к мечтаниям давно отмечена классиками — бедная Лиза, Татьяна Ларина, Наташа Ростова, некрасовская Дарья, тургеневские девушки. Этот ряд можно продолжать бесконечно, социальные различия в данном случае не имели значения.
Когда «второй пол» обрел возможность самостоятельно говорить о себе и своих чувствах, мечты о лучшем обрели некоторые конкретные формы. Впрочем, многие российские авторы мужского пола еще 150 лет назад говорили о том, что у России нет будущего без развития женского образования и обретения гражданских прав. В царской России, в отличие от прогрессивной Франции, где женщины не имели возможности не только участвовать в выборах, но и просто распоряжаться своей судьбой, никогда не было реальной «войны полов», и стремление к усовершенствованию общественного устройства выдвигало лозунг женского образования и труда как условие прогресса для всех. Совершенно естественно, что в начале бурного ХХ века различные партии и движения продолжили тему.
Не все знают, что утверждением формального политического равенства мы обязаны не большевикам и даже не пламенной революционерке Александре Коллонтай. За равенство женщин десять с лишним лет боролась «единственный мужчина в партии кадетов», блестящая журналистка и общественная деятельница Ариадна Тыркова — и оно было принято, наконец, Временным правительством, куда Тыркова входила!
Так что Тыркова и Коллонтай — две фигуры, стоящие у истоков нашего весеннего праздника не меньше, чем Клара Цеткин, предложившая Интернационалу новый пролетарский праздник, или американские работницы, собравшиеся весенним днем на лужайке обсудить грошовые зарплаты и дебоши мужей.
Наши женщины, как и вся страна, пережили и пришествие рынка, и смену устоев, и почти официально признанное повсеместное унижение — наивный реванш за годы формального равенства и квот, и наступление невесть откуда взявшихся средневековых фантазмов на экраны и на улицы современных городов…
А праздник, который десятилетиями давал поколениям людей возможность подумать о том, как стать лучше хотя бы на один день, остается с нами. Как напоминание о том, что человеческая судьба, жизнь и непременная ее спутница-мечта — долговечнее и прочнее любых политических перемен.
Надежда АЖГИХИНА
Кстати
Подборку материалов, посвященных предстоящему празднику весны и цветов, как еще принято называть День 8 марта, читайте на 4-й странице еженедельника.