Страна глухих

Страна глухихОбщество, в котором дети добровольно уходят из жизни с таким ужасающим постоянством, чем-то очень сильно болеет

Дети стали прыгать с балконов многоэтажек, выбрасываться из окон в мегаполисах и пригородах. Они оставляют предсмертные записки, наивный слог и логика которых повергает в оторопь взрослых не меньше, чем весь ужас случившегося…

А ведь этого могло и не быть. Более того — не должно было произойти вовсе. Но почему все же произошло?

Тянущее чувство вины, вроде бы необъяснимое, хотя на самом деле объяснимое вполне — это наша общая потеря, это наша общая ответственность в конце концов. Именно так. Общество, в котором дети сводят счеты с жизнью с таким ужасающим постоянством, в чем-то сильно ошибается.

Страна, вышедшая на первое место в мире по суициду подростков, а именно такая информация была озвучена нашим детским обмудсменом Павлом Астаховым, — больна. На пресс-конференции в РИА «Новости» эксперты представили страшную статистику – каждый год в стране сводят счеты с жизнью полторы тысячи подростков и детей, частота подростковых суицидов втрое выше, чем в среднем по планете. Как так получилось? Кто виноват? Занятые и нечувствительные к детским проблемам родители? Учителя? Интернет?

Последовавшая в СМИ и в сети дискуссия не дала однозначных ответов на эти вопросы, равно как и не предложила конкретных рецептов. Астахов призвал принять экстренные правительственные меры, лично обратился к министру образования и науки Фурсенко и патриарху Кириллу с просьбой уделить внимание проблеме. Все надежды уполномоченного при президенте России по правам ребенка (так официально звучит должность г-на Астахова – на разработку программы профилактики и укрепление штата школ психологами. Откуда же в школах столько психологов? — возражали ему. И будет ли прок от того, что личную переписку подростка станет по обязанности читать уставшая преподавательница физкультуры? Можно ли вообще в таком вопросе полагаться на спущенные «сверху» решения?

— Ни Путин, ни Медведев, ни Астахов не могут решить личные проблемы конкретного ребенка, они зависят прежде всего от его близкого окружения и требуют исключительно индивидуального подхода, — убежден президент фонда «Нет алкоголизму и наркомаии» Олег Зыков. — Только индивидуальная работа с ребенком и его окружением принесет результат. Эмоциональная поддержка родных, семьи сможет реально противостоять агрессии массовой культуры и Интернета. Дети кончают с собой не оттого, что «зависают» в сети, а оттого, что лишены понимания и поддержки прежде всего со стороны взрослых.

Недавние трагедии — лишь вершина айсберга. А его основание совсем не в московских многоэтажках. Ведь, как показывает статистика, больше всего случаев зафиксированы в Республике Тыва (120 на 100 тысяч жителей), в Бурятии (87), Якутии (74). Также много подростковых самоубийст фиксируется в Хакассии и Калмыкии.

Опять же, согласно статистике, чаще других идут на самоубийство воспитанники детских домов и интернатов. Иногда здесь случаются даже коллективные суициды — к счастью, не всегда успешные, тем не менее именно по этой причине не доживает до совершеннолетия каждый десятый детдомовец. Наверняка не все они «утонули» в Интернете, отчего, впрочем, степень их одиночества и отчаяния не меньше.

Эти безымянные трагедии не становятся адресами для телерепортажей на национальных каналах (может, это даже к лучшему?), они лишь фиксируются в рутинных сводках правоохранителей, а иногда – правозащитников. Хотя цифры заставляют сжиматься сердце — полторы тысячи погибших детских душ ежегодно. Приплюсуйте сюда две тысячи детей, также ежегодно погибающих от рук родителей и других родственников. А еще — дюжину с лишним тысяч женщин, ежегодных жертв жестокости в семье…

Жуткая получается картина.

Не много ли для страны, пытающейся преодолеть демографический кризис и считающей себя современной? И не наша ли собственная глухота к чужой беде потворствует жестокости, грубости, да и просто безразличию, которые могут стать роковыми?

В ходе обсуждения случившихся трагедий много говорили о роли нравственности, культуры — все это, разумеется, очень важно. Как важны и государственная политика в отношении детей и подростков, и серьезный разговор обо всем, что происходит вокруг, в котором приняли бы участие и педагоги, и родители, и сами подростки.

Современная Россия как страна глухих. Не слышат друг друга политики и избиратели, банкиры и пенсионеры, чиновники и обыватели, дети и родители, неудачники и баловни судьбы, даже если они и меняются иногда местами.

Сын олигарха и дочь дворника-мигранта одинаково остро ощущают эту всеобщую глухоту мира, в котором им предстоит жить, намного острее взрослых, как это обычно бывает в детстве. Дай Бог, чтобы у каждого из них, как и у каждого из лежащих сегодня в коляске, шагающего в детсад или в колледж, рядом оказался неравнодушный и внимательный взрослый.

 

Надежда АЖГИХИНА

Похожие статьи

Send this to a friend