На какие мысли наводит короткое путешествие за границу на бывший советский курорт
Давно не бывал за границей. А тут выдалась оказия в Абхазию. Мы легко доехали на рейсовом автобусе почти до пункта пограничного контроля и таможни. Понятно, что и из сочинского аэропорта ходит автобус прямо на границу, накатан «до граничный» трансфер с железнодорожных вокзалов Сочи и Адлера. Не исключено, что ближе к лету запустят из Адлера электричку в Гагру. Во всяком случае, прошлым летом такое международное сообщение открывали…
Пост «Псоу»
Доковыляв до границы с конечной остановки автобуса, мы встали в очередь к паспортному окошку. Людей море, но и окошки в два ряда. Словом, загорать в очереди долго не пришлось.
На границе авто со всей России больше не томятся в одной колонне — частный транспорт пропускают по своим полосам движения, туристские автобусы переплывают по своим «выделенным» полосам.
Ставлю чемодан на ленту, чтобы его просветили, топаю в металлоискательную рамку. Все это очень напоминает процедуры досмотра в аэропорту.
А вот и паспортный контроль. Короткая очередь к окошкам, которые в несколько рядов. Буду третьим.
Предъявляю внутренний паспорт гражданина России, впрочем, можно и «загран» предъявить. А если с вами топают дети, то не забудьте оригинал «Свидетельства о рождении» ребятни или заверенную нотариусом копию.
Малышу обязательно зададут вопрос:
— А где твоя мама или папа?
Наша детвора сознательная. Сразу обнимают родителей…
Весенний день в Гагре
На входе в Абхазию снова достаю из широких штанин главный документ российского гражданина на проверку, и вот она — Страна Души!
Чувствую себя как дома, кругом наши туристы. В этом неоспоримое преимущество — с земляками из России легко сплотиться на такси. Цены не раздевают, а приятно удивляют. Естественно, у сотрудников газовых компаний они вызывают смех, у нефтяников улыбку, а у остальных граждан перешептывание: «Смотри, Вася, совсем недорого…»
Через двадцать минут полета приземляемся у здания гагрского вокзала, в двух шагах от моря. Те, кто вышел из «приграничной» маршрутки разминаются после поездки. Выходят и всей грудью вдыхают эвкалиптовый воздух.
Раскошелившись в ближайшем продмаге на знаменитый абхазский хачапур, у прилавка продмага познакомился с двумя новосибирцами — Николаем Подуновым и Максимом Баяндиным.
— И как вам весенняя Гагра?
— Еще не вечер, да и весна…
Наверное, сибиряки намекнули на знаменитый фильм «Зимний вечер в Гаграх…»
А я сразил новых знакомых наповал своей энциклопедической начитанностью:
— Помните у Фазиля Искандера в «Сандро из Чегема»: «Принц Ольденбургский стоял, задумавшись, над прудом гагринского парка, как Петр над водами Балтийского моря. Он стоял, слегка опершись на палку огромным, все еще поджарым, несмотря на возраст, телом. Александр Петрович был не в духе. Свита вместе с адъютантом, в количестве шести человек, стоявшая рядом на длинной и широкой, как петербургский проспект, парковой аллее, всей своей позой выражала готовность броситься выполнять любой его приказ, как, впрочем, и разбежаться во все стороны…»
Эту цитату я вызубрил, на случай, если у меня на границе спросят «о цели визита в Абхазию».
Съесть «Вашингтон»
Что и говорить, Абхазия возвращает себе славу массового курорта для россиян. Максим и Николай тому доказательство. Местные труженики туризма и курортного дела сориентировали экономику на недорогой и приемлемый по комфорту отдых. Нет, здесь не хватают «звезды с неба», чтобы гравировать пятиконечные знаки на золотых табличках у входа в свои места размещения. Однако, и без отчеканенного Млечного пути гарантируют минимум «звездочку» по международному стандарту.
Понятно, что изменения на туристском рынке, которые связаны «со сложившейся ситуацией» вокруг Турции и Египта, настежь открывают ворота на курорты Краснодарского края, в Крым и Абхазию. В этих местах местные люди подкарауливают свой звездный час, накануне лета ждут нас с нетерпением и надеждой заработать на постсезонный ремонт отелей. А опыт прошлых пляжных лет показывает, что сначала в массовом порядке заполняются российские курорты на Черном море и только затем туристы добираются и до Абхазии.
На заре мая спрос на летний отдых-2018 в доступных россиянам «русскоговорящих морских берегах» будет высоким, что повлечет сближение цен «на все и вся» с российским берегом, а может, и их столкновение. Впрочем, лично я надеюсь на то, что «видимая разница» и понятие «недорогой пляжный отдых» из Абхазии все-таки не улетучится вместе с первым июньским днем…
А в мае впитывание солнечных лучей на пляжах Абхазии выльется очень не дорогим, приемлемым для среднего туриста, но, совсем «за даром» отдохнуть не получится. Да и цены на продукты питания в Апсны теперь подтянулись к российским, однако, здесь отсутствует море сетевых гипермаркетов, которые дают ощутимый дисконт. Почувствовать колоссальную разницу можно разве что на «колхозных рынках», где налицо отступление цен на фрукты местного произрастания (не бананы, дуриан и авокадо) и, конечно, вино. Абхазское вино ну очень дешевое, а мандариновый сок льется полноводной Окой из трехлитровых баллонов…
Научились в Абхазии и сберегать до лета местные цитрусовые. В прошлом году абхазских апельсинов сорта «Вашингтон» было море и, напросившись в гости к хозяину апельсинового сада чуть выше Нового Афона, я нарвал «оставшихся вашингтонов столько», сколько мог унести. Естественно, даже в мае мешок апельсинов можно купить прямо у дороги за 250 рублей. Лично я купил два мешка по цене воронежской картошки и сразу безжалостно стал уплетать «Вашингтоны». Эти запоздалые апельсины, я чистил неистово, думая о посольствах, консульствах и хакерах. Пару «Вашингтонов» утопил в тихом море, а остальные привез в Россию, где все мои соседи безжалостно растерзали оставшиеся «вашингтоны».
И съели.
Мои новые знакомые сибиряки Николай Подунов и Максим Баяндин повезут свои «вашингтоны» на растерзание в Новосибирск.
Мост в отдых
Однако, вернемся в Абхазию. Уплетая мамалыгу в ресторанчиках, которые повсюду зовутся «Пацха», надо быть начеку по поводу сотовой связи. В Стране Души вы попадаете в зону международного роуминга и не сочтите за труд купить «на входе в Абхазию» сим-карту местного сотового оператора. Запускать в космос ваши фотографии для «обзавидуются» лучше по абхазскому тарифу, специально подготовленному для туристов. А если будете общаться между собой или с коренными друзьями, нужен другой тариф. Поспрашивайте у местных людей, они выдадут рекомендации.
Вне всякого сомнения, абхазские товарищи очень трепетно относятся к безопасности наших туристов. По этому поводу вышла в свет специальная памятка, где гостям Абхазии советуют очень внимательно присматриваться к новым знакомым, не оставлять машины без присмотра и не злоупотреблять из рогов изобилия и глиняных кувшинов.
Поверьте, рядовому труженику сочинского курортного тыла: в Абхазии все понимают, что российских туристов в последние годы прикормили иностранным инклюзив-онклюзивом. Стало быть, наши все время сравнивают уровень сервиса «тут» и «там». В этом смысле Абхазии есть над чем работать без выходных и перерывов.
Ну а теперь, главная мысль, которую я пронес через границу из весенней Абхазии: Черноморское побережья Кавказа, с точки зрения развития курортного бизнеса в интересах российских туристов, представляет из себя сообщающийся природно-рекреационный комплекс, где «пляжные» города, вставшие в одну цепочку на побережье Черного моря, как бы дополняют друг друга. Сухум, Пицунда, Гагра, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, а теперь и Крым — это все звенья одной цепи.
Стало быть, туристы и «принимающая их сторона» только выиграют, если курортные управленцы начнут согласовывать ценовую и курортную политику «всей этой пляжной страны» в интересах нашего пляжного туриста.
Подпалив нос на весеннем черноморском солнце и включив соображалку в панамке, легко сделать простой вывод, который лежит на поверхности моря: летом 2018-го года на рынке пляжного отдыха россиян ситуация придет в движение — откроют автомобильное сообщение по Крымскому мосту. Пока никто не знает, как этот «курортный мост» повлияет на миграцию туристских потоков, но труженики курортной нивы Кубани и Абхазии побаиваются бегства туристов. Страхи возникают потому, что наши курорты «продают себя» по одиночке, переманивая пляжников друг у друга. Однако, ситуацию коренным образом, можно перевернуть в лучшую сторону. И именно благодаря Крымскому мосту, который соединит курортные регионы.
Само географическое положение черноморских курортных городов и регионов, а теперь и Крымский мост, как бы подталкивают власти «русскоговорящих» пляжных городов к объединению усилий, чтобы представлять в туристском мире уникальный по своему месторасположению и климатическим условиям регион Черноморского побережья бывшего СССР. Это будет очень толковое импортозамещение и козырь конкурентной борьбе бывших советских курортов с берегами Турции, Египта, Румынии, Болгарии, Испании и Италии…
Русскоговорящим курортам надо объединяться не формально и согласованно развиваться вместе. Черноморский комплекс отдыха Крым-Краснодарский край-Абхазия при ласковой, как море в июле, ценовой политикой в сфере пляжного отдыха закрепит «советских отдыхающих» у берегов нашего Черного моря. Мы ведь научились великолепно импортозамещать помидоры, огурцы и редукторы в германских турбинах. А в зерне и вовсе утопили мир. Пора импортозамещаться и на ниве организации качественного пляжного отдыха. Самое время строить курортный мост внутри России между регионами в доступном рядовому россиянину ценовом сегменте. И, конечно, наводить мосты с дружественными к нашим туристам соседними странами.
Лично мне, съездившему за границу на маршрутке, это более чем очевидно.
Да и нервы успокаиваются, когда ешь «вашингтон».
Гайнан БОЧКАРЕВ
Фото автора