Свидание с Амелией

Спецкор «НВ» побывал в знаменитом Музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.

 

Многие мальчишки моего поколения мечтали стать космонавтами или летчиками. Лично я не расстался с этой мечтой даже после окончания военного училища — уже работая в редакции газеты Северного флота, я успешно выдержал конкурс на право полета журналиста в космос.

 

И хотя побывать на орбите не удалось, интерес к истории космонавтики и авиации остались на всю жизнь. Не случайно, оказавшись в Национальном музее авиации и космонавтики, я впал, что называется, в детство, удивляясь всему увиденному.

Но особенно «притянул» меня, словно магнитом, зал «Достижения воздухоплавания». Здесь я увидел деревянный самолет Райта начала века и начала эры полетов. Машину «Дух Сент-Луиса», на котором Чарлз Линдберг в 1927 году совершил первый одиночный беспосадочный перелет через Атлантику. А на этом самолете с названием «Белл X-1» Чак Йигер в 1947 году впервые преодолел звуковой барьер…

И вдруг перед глазами оказался самолет Амелии Эрхарт (на снимке), той самой журналистки и пилота в одном лице, которая стала кумиром многих поколений американской молодежи. Для тех же из читателей «НВ», кто впервые слышит об этой женщине, расскажу, что летную карьеру Амелия начала в 1921 году, а уже в 1922 установила первый рекорд — поднялась на 14 000 футов — выше, чем кто-либо из женщин-пилотов. В 1928 году она первой из женщин перелетает Атлантику — правда, в компании с двумя более опытными пилотами, которые и вели самолет большую часть времени.

Приобретенную известность Эрхарт использовала как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей — в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в традиционно «мужские» профессии, особенно в авиацию.

В мае 1932 года Эрхарт за 15 часов пересекла Атлантику — на этот раз в одиночку — и стала первой женщиной и первым гражданским пилотом, получившим Почётный Лётный Крест Конгресса США. В 1935 она впервые в истории авиации, и опять же в одиночку, совершила перелет с Гавайев до Калифорнии.

2 июля 1937 года Амелия Эрхарт с побережья Новой Гвинеи на двухмоторном легком самолёте Lockheed Model 10 Electra отправилась в полет вокруг света по самому протяженному маршруту, держась как можно ближе к экватору. Как говорил Валерий Чкалов — решила «махнуть вокруг шарика», пусть и с промежуточными посадками. Было пройдено 4/5 дистанции. Но на остров Хоуленд (центральная часть Тихого океана), где ее вместе с напарником ждали, Амелия так и не приземлилась…

ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию — самую масштабную и дорогую за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая авианосец «Лексингтон» и линкор «Колорадо», а также 66 самолётов в течение двух недель осмотрели 220000 квадратных миль водной поверхности. Безрезультатно.

После этой операции поиски экипажа и останков самолета с разной периодичностью возобновлялись вплоть до наших дней, но и они оказались напрасными…

 

Валерий ГРОМАК

спецкор «НВ»

ВАШИНГТОН

Фото Ольги РОББИНС

 

 

NB!

СПРАВКА «НВ». Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. С детства девочка была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки. В возрасте 10 лет Амелия впервые увидела самолет, хотя в тот момент не испытала к нему особого интереса. В декабре 1917 года, приехав в Торонто навестить младшую сестру, Амелия встретила на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Первой мировой войны. Впечатление было столь сильным, что, вместо возвращения в школу, она записалась на ускоренные курсы медсестер и пошла работать в военный госпиталь. К концу войны накопленный опыт склонял её к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и, посетив несколько аэрошоу, Амелия заинтересовалась авиацией, что впоследствии круто изменило её жизнь.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend