Спецкор «НВ» побывал в знаменитом Музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.
Многие мальчишки моего поколения мечтали стать космонавтами или летчиками. Лично я не расстался с этой мечтой даже после окончания военного училища — уже работая в редакции газеты Северного флота, я успешно выдержал конкурс на право полета журналиста в космос.
И хотя побывать на орбите не удалось, интерес к истории космонавтики и авиации остались на всю жизнь. Не случайно, оказавшись в Национальном музее авиации и космонавтики, я впал, что называется, в детство, удивляясь всему увиденному.
Но особенно «притянул» меня, словно магнитом, зал «Достижения воздухоплавания». Здесь я увидел деревянный самолет Райта начала века и начала эры полетов. Машину «Дух Сент-Луиса», на котором Чарлз Линдберг в 1927 году совершил первый одиночный беспосадочный перелет через Атлантику. А на этом самолете с названием «Белл X-1» Чак Йигер в 1947 году впервые преодолел звуковой барьер…
И вдруг перед глазами оказался самолет Амелии Эрхарт (на снимке), той самой журналистки и пилота в одном лице, которая стала кумиром многих поколений американской молодежи. Для тех же из читателей «НВ», кто впервые слышит об этой женщине, расскажу, что летную карьеру Амелия начала в 1921 году, а уже в 1922 установила первый рекорд — поднялась на 14 000 футов — выше, чем кто-либо из женщин-пилотов. В 1928 году она первой из женщин перелетает Атлантику — правда, в компании с двумя более опытными пилотами, которые и вели самолет большую часть времени.
Приобретенную известность Эрхарт использовала как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей — в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в традиционно «мужские» профессии, особенно в авиацию.
В мае 1932 года Эрхарт за 15 часов пересекла Атлантику — на этот раз в одиночку — и стала первой женщиной и первым гражданским пилотом, получившим Почётный Лётный Крест Конгресса США. В 1935 она впервые в истории авиации, и опять же в одиночку, совершила перелет с Гавайев до Калифорнии.
2 июля 1937 года Амелия Эрхарт с побережья Новой Гвинеи на двухмоторном легком самолёте Lockheed Model 10 Electra отправилась в полет вокруг света по самому протяженному маршруту, держась как можно ближе к экватору. Как говорил Валерий Чкалов — решила «махнуть вокруг шарика», пусть и с промежуточными посадками. Было пройдено 4/5 дистанции. Но на остров Хоуленд (центральная часть Тихого океана), где ее вместе с напарником ждали, Амелия так и не приземлилась…
ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию — самую масштабную и дорогую за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая авианосец «Лексингтон» и линкор «Колорадо», а также 66 самолётов в течение двух недель осмотрели 220000 квадратных миль водной поверхности. Безрезультатно.
После этой операции поиски экипажа и останков самолета с разной периодичностью возобновлялись вплоть до наших дней, но и они оказались напрасными…
Валерий ГРОМАК
спецкор «НВ»
ВАШИНГТОН
Фото Ольги РОББИНС
NB!
СПРАВКА «НВ». Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. С детства девочка была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки. В возрасте 10 лет Амелия впервые увидела самолет, хотя в тот момент не испытала к нему особого интереса. В декабре 1917 года, приехав в Торонто навестить младшую сестру, Амелия встретила на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Первой мировой войны. Впечатление было столь сильным, что, вместо возвращения в школу, она записалась на ускоренные курсы медсестер и пошла работать в военный госпиталь. К концу войны накопленный опыт склонял её к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и, посетив несколько аэрошоу, Амелия заинтересовалась авиацией, что впоследствии круто изменило её жизнь.