РЖД придумывает все новые и новые хитрости, чтобы… не угодить пассажирам.
То, что железная дорога не любит своих пассажиров, видно на примере Брянской области. В начале года ЖД резко сократила график движения пригородных поездов и оставила многих селян без единственного средства сообщения, а тех, кто был занят на городских предприятиях, и без работы — ведь им не на чем стало добираться до фабрик и заводов.
Понадобилось вмешательство президента В. Путина, который потребовал от чиновников правительства восстановить то, что было. Те ответили: «Есть!».
Однако, как говорят в народе, силком мил не будешь. РЖД придумывает все новые и новые хитрости, чтобы… не угодить пассажирам. Черт зарыт в деталях. И это хорошо заметно, например, на маршруте Брянск — Унеча. Во-первых, уже не стало сквозных пригородных поездов, которые шли от областного центра до самой окраины: Климова, Новозыбкова, Злынки. Людям надо делать пересадку, а это дополнительные неудобства. Кроме того, разрывается единство Брянщины: юго-запад начинает жить своей обособленной жизнью, а остальная часть — своей. А это уже вопрос не только экономический, но и политический.
Количество рейсов, допустим, восстановили. Но что это за поезда? Коротышки. Прежде по названному маршруту курсировали автомотрисы, в которых было шесть вагонов. А теперь всего два — спаривают головные детские вагоны — и в путь Правда, иногда бывают и три, но это в местной «стреле» — поездах нового типа. Но о них еще скажем. Так вот в каждом детском вагоне по 66 сидячих мест, перемножим на два — всего 132. Свободными бывают некоторые места, если ехать из Унечи в Брянск, до станции Выгоничи, а там часть пассажиров занимает их, а другая вынуждена стоять в проходах и тамбуре. А впереди еще остановки «32-й километр», Палужье, «18-й километр», Свень, где обычно бывает немало желающих поехать. Вот и набиваются вагоны людьми. Душно, жарко. И тем, кто едет стоя, и тем, кто занимает сидячие места. Кстати, сиденья в детских вагонах явно рассчитаны на малышей и подростков, но не на взрослых. Усядутся две тети или дяди, а третьему уже тесно.
Другое неудобство — туалеты. Кондиционеры не работают, краники поломаны, в емкости, как всегда, не хватает воды. Не спасают и биотуалеты. На них смотреть приятно, а вот пользоваться невозможно. Видно, рассчитаны на голодающих. В «стреле» — упрек производителям и заказчикам вагонов — низкий потолок. Поэтому на верхние полки не поставишь ведра, cумки и рюкзаки (а люди в провинции только с ними и ездят), приходится устраивать вещи в проходах, под ногами, сиденьем.
Железнодорожные вокзалы тоже лишены доброго чувства к пассажирам. На Брянске-2 работает бесплатный туалет, но в нем нет воды, чтобы помыть руки. А в Брянске-1 как закрыли на ремонт бесплатный туалет, так до сих пор — прошло лет шесть — не откроют. На обоих вокзалах, кроме того, перекрыли фонтанчики для питья. Пассажирам предлагают пользоваться услугами буфетов, магазинчиков, платных туалетов, но они по старинке бегают в кусты на берегу реки Десны, которая протекает рядом, или к скверу возле администрации Володарского района, расположенному на противоположной стороне от железной дороги.
В июле пассажиров ожидал еще один сюрприз: прекратилось движение некоторых поездов между станциями (на том же маршруте) Брянск — Свень. Объявление сообщает: в связи с ремонтными работами. А также узнаем, что по тому же расписанию поезда в Унечу идут от Свени. До этой станции от вокзала Брянск-2 километров пять. Как добраться? Муниципальный рейсовый автобус ходит редко, коммерческие маршрутки — то же. И пассажиры вынуждены ждать вечернего или утреннего поезда (они еще ходят с начальной станции) или отправляться на автовокзал. Пассажиры, кто бывал в Москве, думают: вот бы у нас, в Брянске, тоже, как в столице во время ЧП, которые случаются в метро, организовали доставку людей на автобусах. Но если для москвичей необходимы сотни машин, то для брянских пассажиров, которые хотели бы доехать до Свени, — одна. И что важно: тут не надо привлекать дополнительный транспорт, а надо лишь изменить расписание рейсового автобуса: подогнать его под расписание поезда. Как это сделать? Договориться железной дороге с городским пассажирским автотранспортным предприятием. Опыт уже есть. Не первый год железнодорожники ремонтируют пути, уже было, когда они организовывали подвоз пассажиров. Правда, на своем транспорте.
Дневной поезд из Унечи тоже идет только до Свени. А дальше пассажирам нужно час ждать пригородного рейсового автобуса до Брянска или шагать пешком три километра — до Кавшовки, куда доходят маршруты уже городского транспорта — автобусов и маршруток. Оба варианта не устраивают горожан и сельчан. А поэтому они игнорируют эту автомотрису — не едут на ней.
Железная дорога теряет деньги на этих пассажирах, теряет самих пассажиров, так как становится ненадежным транспортом. Кто от этого выигрывает? Да никто. И жизнь в провинции становится не лучше, а только хуже.
Николай ЕГОРОВ
журналист
Брянская область