Закон толпы

Закон толпыПсихологи утверждают, что толпа всегда глупее, чем средний ее представитель. Практика показывает, что это, действительно, так.

Я уверен, что в нашем парламенте много умных, образованных людей. Почему же в последний год принималось столько необязательных, несправедливых, да и просто глупых актов? Почему, столь упорно защищая чиновника от народа, депутаты не сделали практически ничего, чтобы защитить народ от чиновника? Почему дружно принят людоедский «антисиротский» закон? Почему, наконец, Дума пошла на действия, совсем уж нелепые, крайне неприятные для нее самой?

Я могу найти только одно объяснение: сработал закон толпы.

Давайте вспомним с чего начался нынешний масштабный, все расширяющийся скандал в условно благородном думском семействе.

Понимаю, Геннадий Гудков, умный, опытный, информированный человек, сильный оратор, один из лидеров «Справедливой России», очень уж досаждал думскому большинству своей точно нацеленной критикой. «Единая Россия» к такому обхождению не привыкла: Зюганов и Жириновский избаловали ее своей шумной, но абсолютно безопасной клоунадой.

В нормальных парламентах правящая партия пытается найти неудобному противнику достойного оппонента. Увы, в «Единой России» на первых ролях таковых не оказалось — видимо, свой депутатский корпус власть подбирала не по талантам, а по известной еще с коммунистических времен «управляемости». Вот и получилось, что управлять фракцией большинства было легко и просто, а вот вести полемику с Гудковым оказалось некому: Железняк с компанией в качестве спорщиков вызывали только жалость. Вот и решили Гудкова, как говорится, подстрелить из кривого ружья из-за угла. Ну, и подстрелили. Вот только последствий не учли.

Уверен, каждый третий законодатель из партии власти семь раз отмерил бы, прежде чем отнимать мандат у кого-то из своих коллег. Депутатская толпа, как и положено любой толпе, по части мышления оказалась слаба: швырнула камень в стеклянный потолок, а уж потом стала кумекать, как ловчей увернуться от посыпавшихся сверху осколков. И быстро выяснилось, что увернуться не получится.

У нас принято полагать, что все решения Думы сперва принимаются лично президентом. Думаю, это не так. Путин прагматик, и уважает Думу не больше, чем она того заслуживает. Нужные ему законы проходят, как по маслу, а прочими забавами законодателей президент не занимается — пусть хоть водой друг друга обливают, хоть дам за волосы таскают. Хотите сгрызть Гудкова? Ну и грызите. В конце концов, чем анекдотичней смотрится «Охотный ряд», тем неизмеримо значительней выглядит Кремль…

Двадцать лет от всех колебаний воздуха депутатов защищала неприкосновенность. Высших чиновников тоже, за компанию. А тут вдруг выяснилось, что и в начальственном заповеднике охота разрешена! Не официально, разумеется, но — по прецеденту: где можно одного, там можно и другого. И оказалось, что народные избранники сидят не в прочных традиционных креслах, а в шатких гамаках, от которых до земли один кувырок.

«Слуги народа» с опозданием вспомнили, что от «хозяина» нынче не спрячешься — Интернет не даст. Пошли разоблачения. Парламентарии попробовали откупиться от народа третьестепенными фигурами, желательно, из оппозиции, для того она и сидит в Думе на хороших зарплатах! Не вышло — колесо жесткой критики уже начало раскручиваться. На тонкой ниточке повис видный парламентарий Железняк, пока барахтается, но выплывет или потонет, точно знают лишь гадалки с Тишинского рынка. И уж совсем громоподобно прозвучала «добровольная», как объявлено, отставка единоросса Пехтина, у которого обнаружилась очень недурная собственность в Майями. А Майями, между прочим, вполне комфортабельный курорт, правда, далековато от Сочи, но тоже в приятном месте — во Флориде, самом южном штате Соединенных Штатов Америки. Там в январе вовсю купаются, там миллиардеры охотно покупают квартиры, а теперь и наш патриот угнездился, чтобы еще горячее любить родину через Атлантический океан.

Все бы ничего, но Пехтин, как на грех, числился в Думе председателем Комитета по этике, то есть, поставлен был наблюдать за депутатской нравственностью, за педофилами и пропагандистами нетрадиционной сексуальности в собственных сплоченных рядах. И вдруг обнаружилось, что и сам страдает нетрадиционной материальной ориентацией — конкретно, нацеленностью на жилищную собственность именно в США. С думской трибуны Пехтин заявил, что поедет в Америку искать доказательства своей невинности. Пожелаем ему хорошо и со вкусом отдохнуть в квартире с видом на море.

Товарищи по партии проводили блюстителя нравственности по-братски, сказав, что он заслужил их уважение, уйдя мужественно, с поднятой головой. Мужественно или нет, судить не берусь. Но голова парламентария была не поднята, а опущена к бумажке, по которой он внимательно водил носом, хотя кулачком при этом помахивал. Закончил речь Пехтин не покаянием, а обещанием: «Мы еще повоюем»! Тут я с экс-депутатом полностью солидарен — я человек мирный, но уж если воевать, то тоже предпочел бы в Майями, среди пальм и под шум прибоя.

Политический противник Владимир Вольфович проводил отставника благородно, по-дружески, и выразил надежду, что Пехтин продолжит успешную карьеру в исполнительной власти. Мне почему-то кажется, что при этом Жириновский думал не только о Пехтине, но и о себе любимом. Чего в жизни не случается! А вдруг высадят посреди Москвы из депутатской машины с мигалкой — куда прикажете? Он знает, куда, и я знаю: из такой оппозиции — только во власть!

Кстати, вслед за Пехтиным еще один единоросс попросился в отставку по состоянию здоровья: видимо, огорчительный упадок сил не позволяет с должной силой нажимать кнопки. Есть серьезное опасение, что упадок сил в Охотном ряду вполне может превратиться в депутатскую эпидемию. И в самом деле, зачем умному человеку ждать, пока зададут вопрос, на который очень трудно будет ответить? Вы же знаете, в Интернете окопался народ ехидный и безжалостный, мало ли что наглые юзеры могут раскопать?

В связи с депутатскими терзаниями разные люди, близкие к большой политике, пытаются угадать: что же будет дальше с нашим пошатнувшимся парламентом? Устоит до конца положенного срока — или…

Завсегдатаи глобальной сети надеются, что — «или». Они считают, что нынешняя Дума пришла к своей маленькой власти некрасиво, с помощью «вбросов», «каруселей» и волшебной чуровской арифметики, поэтому красивого ухода не заслуживает.

Политологи на зарплате — Кургинян, Шевченко и вся их привластная компания — полагают, что депутатская игра в честность затеяна зря, что не надо ни в чем признаваться, ибо изгнание из парламента державников, пусть даже слегка замазанных, выгодно только либералам. Так ли уж важно, если патриотично настроенный законодатель ненароком запустил руку не туда? Зато как ответственно голосует! И, вообще, разоблачат публично еще десяток парламентариев — кто тогда станет завтра уважать Государственную думу?

Наверное, в их сетованиях есть резон. Правда, кто знает, много ли народа уважает нынешнюю Думу уже сегодня? Я, например, не знаю, на пальцах не считал.

 

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend