Ни пчел, ни меда

Массовое вымирание этих полезных насекомых в России ученые начали фиксировать еще в 2016 году

Ни пчел, ни медаТогда, почти 6 лет назад, случилась, можно сказать, тихая и незаметная катастрофа: во многих регионах исчезли все пчелы. Ульи стояли пустые, и никто не понимал, что происходит. Обычно после зимовки смертность на пасеках составляла менее 10%, поэтому такой результат потряс всех. К сожалению, остановить этот губительный для страны процесс специалистам отрасли пока не удается.

Пчел губят пестициды

Как-то был проведен эксперимент: несколько пчелиных семей в течение 12 недель кормили имидаклопридом — так называется пестицид, используемый в сельском хозяйстве. В справочниках он обозначен как регулятор роста растений, но в сочетании с другими веществами применяется для борьбы с вредными насекомыми. «Под раздачу» в итоге попадают все летающие и ползающие существа.

В итоге выяснилось, что пестицид нарушает способность пчел к полету. Насекомые начинают хуже ориентироваться в пространстве и не могут долететь до гнезда. Их полет становился хаотичным — это при том, что здоровые пчелы как никто умеют оптимизировать свои маршруты.

Вот страшный телерепортаж из Ставрополья: фермер Виталий Полонский собирает сотни мертвых пчел. Раньше на его пасеке было больше 50 ульев, осталось только 11. Виталий не сомневается, что причина драмы — в пестицидах, которые распыляет соседнее хозяйство. «Землю отвела городская администрация и расположила сады в 300 метрах от «селительной зоны», хотя по санитарным нормам должно быть не меньше километра», — сообщил Полонский. Ради высоких урожаев фермеры могут проводить обработку химикатами до 30 раз за лето. И чем ближе расположены улья, тем больше гибнет насекомых…

Чаще всего аграрии используют химикаты 1 и 2-го классов. Считается, что они не очень опасны, но на самом деле уничтожают все живое. «Это гибель не только для пчел, вы и червячков не найдете в этой почве, не найдете грызунов, птиц — они тоже гибнут. В прошлом году по чатам гуляло видео: косуля бежит, у нее ноги подгибаются, она падает и отдает богу душу», — рассказал председатель Союза пчеловодов России Валерий Капунин.

Пасеки в подполье

Законодательство требует от аграриев заранее оповещать хозяев пасек о начале обработки полей пестицидами. Предполагается, что в это время они не будут выпускать пчел в поле. Но на практике все происходит исключительно формально.

«Было оповещение от хозяйства, что с марта по ноябрь будут проводиться химические обработки. Ну что это за оповещение? Во-первых, газеты пчеловоды почти не выписывают, во-вторых, получается, он каждый день должен закрытыми ульи держать?» — задал вопрос председатель Новороссийской общественной организации пчеловодов Николай Стуконог. Владельцы земельных угодий, в свою очередь, жалуются на пчеловодов: почти 90% пасек — это частные хозяйства. Они нигде не регистрируются, официально не отмечают свое присутствие в районе. Как аграрию узнать, что рядом живут пчелы, если сам владелец пасеки не заявил о себе?

Пока чиновники пытаются решить вопрос с помощью новых технологий. Например, Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области внедряет информационную систему «ДоброПчел». Это интерактивная карта, на которой пчеловод отмечает свои пасеки. Руководители сельхозпредприятий могут в два клика посмотреть, где по соседству зарегистрированы ульи.

В свою очередь, землепользователь отмечает поля, которые, согласно плану, будет обрабатывать химикатами, указывает точные сроки обработки и используемые при этом препараты. Такие поля на карте отмечаются красным цветом, что позволяет пчеловоду принять меры по сохранности пчелосемей. Также есть возможность указать свои земли, на которых происходит цветение, для привлечения пчеловодов к опылению посевов или посадок. Такие поля на карте отмечаются зеленым цветом.

Насколько эффективна подобная система? Пока она только внедряется, поэтому о результатах данных нет. Но пчеловоды говорят, что в любом случае это лучше, чем ничего.

Наталья ПУРТОВА

 

NB!

МЕЖДУ ПРОЧИМ. Каждый год из многих стран мира приходят сообщения о массовой гибели пчел. В России самый заметный мор пчел произошел в 2019 году в 30 регионах. По разным оценкам погибло от 5% до 30% пчелосемей. Тогда ущерб оценили в 1 трлн. С каждым годом пчелиных семей становится все меньше. В 2000 году их насчитывалось около 3,4 млн, а в 2019 — менее 3 млн.

Гибель пчел фиксируют в Китае, США, Италии, Великобритании, Канаде и других странах. В США зимой 2018–19 годов погибло около 40% пчелиных колоний. В первом полугодии 2019 года Бразилия потеряла 500 тыс. медоносных пчел. В мире за десять лет количество пчелосемей сократилось на 15 млн. Всего, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН (ФАО), около 40% всех беспозвоночных опылителей сейчас под угрозой вымирания.

Похожие статьи

Send this to a friend