В России введут ограничения на работу для тех, кто уехал за границу
Каких специалистов коснется это новшество? Что делать, чтобы не попасть под ограничения, и почему не все чиновники поддержали инициативу?
О разработке законопроекта, который запрещает работать удаленно из-за границы, заявил глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. По его словам, документ затронет только тех, кто работает с секретными сведениями: госслужащих, сотрудников правоохранительных органов и некоторых транспортных отраслей. Пока перечень специальностей и профессий, представители которых не смогут заключать договор об удаленной работе, неизвестен — его будут определять в правительстве отдельным постановлением.
Сами депутаты Госдумы заявили, что речь не идет о наказании тех, кто решил пережить сложные времена за границей. Инициатива направлена исключительно на то, чтобы обезопасить российских граждан. «Это не дискриминационный закон. Мы говорим в первую очередь о безопасности наших людей. Человек, который работает, например, в банковской сфере. Он имеет доступ к корпоративной почте, базе данных. Мы бы не хотели, чтобы наша база попала в руки мошенников, например, находящихся за рубежом», — уточнили в Госдуме.
Комментаторы немедленно разделились на сторонников и противников нового законопроекта. Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец заявил, что уехавшие специалисты должны платить повышенные налоги. К тому же они становятся малоинтересны для работодателей. «Гражданин, уехавший за пределы страны более чем на шесть месяцев, теряет статус налогового резидента и должен платить подоходный налог по ставке 30%, а не 13%, как те, кто работает, находясь на территории страны. К тому же для работодателя более интересны сотрудники, находящиеся в России, с которыми можно коммуницировать вживую, не по интернету», — уточняет эксперт.
Другие сторонники нововведения говорят о том, что работа на госслужбе сама по себе требует определенных ограничений. «Это очень грамотный законопроект для работников строго ограниченных секторов занятости: транспортная безопасность или госсектор. Человек, который идет работать в госсектор, обязан осознавать всю ответственность и иметь желание нести ее перед государством», — говорит доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова Инга Корягина. По ее мнению, законопроект неизбежно вернет какую-то часть специалистов домой.
Между тем в Минцифры выступают категорически против законопроекта. «Вопрос о запрете удаленной работы для уехавших из России IT-специалистов ставить преждевременно», — заявил глава ведомства Максут Шадаев. Он считает, что жесткие ограничения на удаленную работу не только не вернут людей, но и подтолкнут сотрудников к устройству на работу в зарубежные компании. Для российской промышленности это станет катастрофой. Уже сегодня из России уехали и не вернулись до 10% компьютерщиков, и терять людей бизнес больше не может. Шадаев указал, что в общей сложности за рубежом находится около 100 тысяч специалистов. «При этом 80% из них продолжают работать на российские компании, находясь в дружественных странах», — добавил министр.
Министерство финансов тоже выступило против того, чтобы кошмарить уехавших за рубеж, и даже предложило сохранить 13%-ную ставку для всех россиян вне зависимости от их локации и времени, проведенного за рубежом. По мнению финансистов, российские кадры надо спасать: в прошлом году с проблемой отъезда персонала столкнулись три четверти российских компаний.
Примирить и тех и других попыталась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заявила, что наказывать специалистов никто не собирается. «Цель — защитить коммерческую и государственную тайну. Государство не стремится наказать, например, уехавших айтишников. Так делать нельзя, напротив, мы должны поддерживать сферу IT», — подчеркнула Матвиенко. По ее словам, не нужно составлять списки запрещенных для удаленной работы профессий. Правильнее сделать реестр компаний, допущенных к чувствительной информации, и вводить ограничения в отношении их персонала.
Между тем бизнес по-прежнему продолжает переводить своих сотрудников на удаленку: число вакансий с возможностью работы из дома увеличилось осенью в 1,6 раза. Об этом заявили исследователи сервиса «Работа.ру». В объявлениях о найме работников возможность трудиться за рубежом пока не обговаривается.
Наталья ПУРТОВА