Казанских школьников погубила беспечность взрослых

После случившегося в Казани теракта эксперты опять заговорили об ужесточении правил продажи оружия.

Претензии появились и к охране учебных заведений. Обсуждение этих проблем ведется не первый год, но ситуация так и не меняется.

Казанских школьников погубила беспечность взрослыхК законодательству у большинства специалистов вопросов нет. Для того чтобы купить оружие, нужно получить лицензию, затем — разрешение на его ношение и хранение. Эти документы выдают только после медицинского обследования. Прежде чем появиться в специализированном магазине, будущий обладатель ружья или пистолета обязан посетить психиатра, нарколога и окулиста. Но и это еще не все: полиция потребует обзавестись сейфом, который должен запираться на замок и крепиться к стене или полу. Один раз в пять лет в дом будет приходить участковый и проверять все это хозяйство. Новичкам придется пройти платные курсы по безопасному обращению с оружием.

Дробовики в руках у психов

Но при всей строгости законов необязательность их исполнения чаще всего и приводит к трагическим последствиям. Больше всего претензий возникает к медкомиссии: практически все, кто проходил эту процедуру, говорят, что она является чистой формальностью и не способна выявить потенциального убийцу. Именно в этом и кроется причина того, что дробовики раз за разом оказываются в руках неадекватных граждан.

«Еще несколько лет назад надо было просто зайти в психоневрологический диспансер и взять справку о том, что не состоишь там на учете. Предварительно требовалось зайти в кабинет на беседу с врачом. Я три раза проходил эту процедуру, в каждом случае медиками оказывались молодые специалисты — скорее всего, ординаторы, которые проходят здесь практику. Задавали пару банальных вопросов: как здоровье, есть ли проблемы? Отвечал, что все отлично. Все, справка у меня в кармане», — рассказывает москвич Николай, у которого хранится сразу несколько видов оружия.

В наркологическом диспансере не так давно ввели обязательный тест на наркотики. Чтобы его пройти, придется не употреблять вещества около месяца, а потом с чистой совестью отправиться за разрешением на хранение.

«Среди моих приятелей-охотников не было ни одного, у кого возникли бы проблемы с медкомиссией», — говорит Николай. При этом он признается, что среди этих людей есть и злоупотребляющие алкоголем, и просто эмоционально нестабильные люди. Могут ли они в случае чего открыть стрельбу? «Кто знает? Люди вообще непредсказуемы. В какой-то ситуации, вероятно, да», — пожимает плечами мой собеседник. Он считает, что изменить эту систему невозможно. «Всех потенциальных покупателей оружия класть в больницу на глобальное обследование? Но это же глупость. Запретить продажу любого оружия гражданскому населению? Очень быстро возникнет подпольный рынок, это еще хуже», — считает Николай.

Охрану уничтожил коронавирус?

О том, что в школе не было охраны, заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн, его слова немедленно были опровергнуты многими комментаторами. Охрана была, но вот какая? Почему при входе чаще всего сидят не сотрудники правоохранительных органов, а пожилые вахтеры?

«В прошлом году в гимназии работали сотрудники ЧОПа. Оплачивали услуги на внебюджетные средства. Но в 2021 году договор с ЧОПом не продлили из-за коронавируса. Дети перешли на дистанционное обучение, и администрация решила не тратить средства зря. Почему охрану не вернули, когда возобновились занятия, выясняет следствие», — рассказал казанский журналист Николай Проскурин.

Его слова подтверждает вице-президент Ассоциации ветеранов группы антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. «Сейчас школы нанимают ЧОПы, но деньги собирают с родителей, и в большинстве случаев их не хватает на достойную охрану. Как правило, вся защита заключается в одном охраннике без спецподготовки, которому за сутки платят около 900 рублей. Для сравнения: работа подготовленного охранника стоит около 2500 рублей в сутки. Такую сумму родители не потянут», — говорит Филатов.

По его мнению, необходимо поменять организацию госконтрактов на охрану школ. Сейчас на торгах чаще всего побеждает компания, которая просит меньше остальных. Причем требования к участникам торгов практически не сформулированы. А специалисты в области антитеррора считают, что «частникам» надо выставлять жесткие условия. Охранников должно быть не меньше двух, они обязаны иметь спецподготовку. Пункт охраны необходимо размещать на входе в школу и защищать бронированным стеклом. «Вряд ли это спасет от того, что было в Беслане, но вот таких одиночек, как казанский стрелок, точно остановит», — считает Филатов.

К мнению экспертов, похоже, не сильно прислушиваются. Чиновники пользуются тем, что в нормативных документах не прописана обязанность именно властей заниматься охраной.

В управлении образования Казани журналистам заявили, что оплата услуг частных агентств по охране школ за счет бюджета города не предусмотрена. «В смете учитываются расходы на оплату труда сторожей только в ночное время — с 20.00 до 8.00», — пояснили представители управления образования. Такая же ситуация в большинстве муниципалитетов страны.

В Татарстане после пандемии живую охрану планировали заменить техникой. В 2020 году департамент телекоммуникационных технологий города провел торги на установку турникетов в школах и детских садах, которые открываются специальными ключами. Срок исполнения обозначен до 31 декабря 2021 года. В некоторых школах города установили калитки, которые открываются только при предъявлении пропуска. Но в 175-й гимназии такой техники не было. Между тем жители города пишут в соцсетях, что в административных зданиях охраной занимаются не старушки-вахтерши, а бойцы Росгвардии, и в последнее время наряды заметно усилили. Может быть, именно поэтому на школы полицейских не хватает?

Наталья ПУРТОВА

Похожие статьи

Send this to a friend