Организаторы пообещали школьникам незабываемое уединение с природой, но на самом деле ребята встретились с бедой.
Трагедия унесла жизни четверых детей, а недавно виновные в их смерти получили реальные тюремные сроки. Но сделают ли верные выводы руководители других лагерей детского отдыха и те, кто их проверяет, после случившегося в Хабаровском крае?
«Холдоми» на Дальнем Востоке — место известное, на хорошем счету. Это круглогодичный курорт с современными горнолыжными трассами, подъемниками и сопутствующей инфраструктурой, с туристической базой, на которой регулярно проходят статусные мероприятия.
В 2018 году дирекция курорта начала использовать туркомплекс еще и как летний оздоровительный лагерь. От желающих отбоя не было. Судя по отзывам, здесь был самый интересный и насыщенный отдых для мальчишек и девчонок в возрасте от 7 до 16 лет, но произошедшее в третью смену лета-2019 поставило крест на планах по развитию «Холдоми» как базы для отдыха школьников.
Тем летом руководство туркомплекса решило увеличить число мест и размещать детей не только в стационарных корпусах, но и в палаточном лагере, обустроенном на деревянном помосте. 21 июля 189 ребят 10–16 лет заселились в 26 палаток, чтобы стать участниками увлекательной смены «Хоббитские игры», посвященной романам Джона Толкиена. Палатки были неким подобием домиков приземистых героев эпопеи, а во время смены «гномам», «эльфам», «хоббитам» и «магам» предстояло участвовать в конкурсах и пройти увлекательные квесты и викторины по мотивам книги о Кольце Всевластия. К несчастью, жизнь написала свой сценарий, и он оказался куда суровее выдуманных сюжетов.
Ночью 23 июля в одной из палаток вспыхнул пожар. Вторая, третья… Один за другим внешний намет из ткани с ПВХ-покрытием вспыхивал как спички. В едком дыму было трудно дышать, а горящие куски пластика падали на тех, кто не успел выскочить на улицу.
Бдительность школьников, первыми поднявших тревогу, и быстрая помощь вожатых помогли избежать большого количества жертв, но спасти всех не удалось. Соня Валова, которая 23 июля собиралась отметить свой 11-й день рождения, сгорела на месте. 12-летняя Вероника Стрыгина, 11-летние Алексей Мартыненко и Лиза Безрукова умерли в больнице от полученных ожогов. Еще шестеро детей пострадали, получив ожоги различной степени тяжести. Выжившие при пожаре ребята до сих пор наблюдаются у психологов. Ту чудовищную ночь и то, как обожженных сверстников, еще живых, выносили на руках, они не забудут никогда.
От самого палаточного лагеря остались обугленные железные кровати и каркасы. Сложно представить, что на этом черном пепелище когда-то звучали веселые детские голоса…
Сразу после трагедии директор лагеря Максим Кузнецов уверял, что в палатки было проведено водяное отопление (по каким-то причинам его, впрочем, не включали), а «максимум, что могли использовать дети, это безопасные масляные обогреватели мощностью в киловатт».
Также начальника детского лагеря возмущало, что после ЧП все проверяющие органы делали вид, будто знать не знали о существовании на территории курорта «Холдоми» палаточного лагеря. Даже на вопрос тогдашнего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, было ли согласовано открытие палаточного лагеря, ни один из представителей контролирующих органов не ответил утвердительно. Получалось, что никто не давал разрешения на развертывание палаточного лагеря почти на двести коек на территории туркомплекса? Конечно, все про него знали и добро на открытие тоже давали, просто не хотели брать на себя ответственность.
По словам того же Кузнецова, 10–12 июля в палаточном лагере МЧС проводило учения по эвакуации, а еще раньше Роспотребнадзор выдал свое положительное заключение: «Здесь были и сотрудники МЧС, и сотрудники ГО ЧС, и сотрудники Госпожнадзора — кто только не приезжал. Они только за 2019 год провели две плановые проверки».
Вот только большой вопрос, сообщало ли руководство лагеря проверяющим, что дети будут греться в палатках с помощью обогревателей? То, что их выдали отдыхающим после жалоб на прохладные ночи, подтверждают и вожатые, и дети. Этого контролирующие органы точно не одобрили бы. А ведь именно не выдержавший нагрузки электроприбор и стал, как считают следователи, всему виной. И дело вовсе не в его качестве или мощности, и не в том, пользовались им по инструкции или нет. Электрообогреватель в принципе не должен был работать в палатке, где жили дети.
Судя по всему, этот факт и стал определяющим при вынесении приговора. 23 сентября 2022 года владельца «Холдоми» (директора ООО «Экстрим Сервис») Виталия Бурлакова осудили на 9 лет лишения свободы, директора лагеря «Холдоми» Максима Кузнецова — на 8 лет, начальника райотдела МЧС России Эдуарда Новгородцева, который за несколько дней до трагедии осматривал лагерь и, по мнению следствия, закрыл глаза на выявленные нарушения, — на 4 года тюрьмы.
Как это обычно и бывает, сразу после случившейся на Дальнем Востоке трагедии забегали-зашевелились все, кто так или иначе причастен к вопросам обеспечения безопасности в детских лагерях отдыха. Эксперты МЧС срочно написали и разослали новые рекомендации по противопожарной безопасности в палаточных лагерях. Довольно предсказуемо, если не сказать традиционно. Получается, что тысячи палаток каждое лето принимали под своей крышей ребят (детский активный отдых на природе довольно популярен), а четких и единых требований к безопасности в таких местах отдыха не было?
Помнится, после ЧП в 2016 году на карельском Сямозере, когда погибли 14 подростков, именно палаточные лагеря трясли проверками по всей стране. Не прошло и трех лет, как новое жуткое ЧП. Выходит, контролирующие органы либо успели забыть, чем может обернуться формальный подход организации к вопросам безопасности, либо те умело обводили их вокруг пальца.
Все это наводит на грустные мысли: правила продолжают писаться кровью детей. А те, что уже написаны, соблюдаются не всегда и не везде, и остается только гадать, где накроет детей волной или огнем в следующий раз.
Елена ХАКИМОВА
Фото: РИА «Новости».