Как мы «ушли в монастырь» и какими из него вышли.
Сколько раз слышал о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, столько же раз хотел в нем побывать. Да и жена нет-нет да напоминала о нем: давай, мол, съездим.
Окончательное решение отправиться в монастырь созрело после рассказов о нем известного тележурналиста. В свою очередь, его в буквальном смысле затащил туда не менее известный испытатель парашютов Петр Задиров, проторивший в обитель дорожку значительно раньше и по несколько иным причинам. Он не мог не заметить, что с другом творится неладное, что душа у того не на месте.
А было «у того» — хуже некуда. Депрессия, апатия к жизни, масса других недугов, которые никакими лекарствами не лечатся. Петр Иванович это знал. И предложил лечиться… молитвой.
Нет, в его увещеваниях съездить в Дивеево церковных слов вообще не звучало. По этой ли причине или какой-то другой, но Владимир внял уговорам старшего товарища и…
И случилось чудо. Походив по территории монастыря, омывшись в ледяной воде Серафимского источника (о нем я еще подробно расскажу), поучаствовав в службах вместе с сотнями прихожан и паломников, пообщавшись с сестрами и монахинями, он уехал из Дивеево совсем другим, окрыленным человеком. «Не поверишь, — делился со мной Владимир, — все мои проблемы будто ветром сдуло. Наладилось и с работой, и с личной жизнью…».
После столь предметной «характеристики» нижегородской обители удержать меня было уже невозможно. Владимир сам позвонил в монастырь, попросил благословения на нашу с женой поездку. И мы отправились в путь.
«Зараженные» аурой
Странное дело, но еще находясь в сотнях километров от Дивеево, мы уже были заражены (в хорошем смысле этого слова) атмосферой монастыря. Мне, например, рисовались сказочные образы старцев в церковных одеждах, иконы в окладах и другие картинки, виденные где-то походя, во время командировок или случайных походах в ближайший от дома храм. Что до жены, то она и до этого путешествия, обычно находясь рядом в различных поездках по Москве и области, всегда — «автоматом» — нашептывает какие-то молитвы. А тут ее лицо, обычно принимающее в такие моменты сакральные черты, стало еще более одухотворенным и торжествующим. И что же? В образовавшейся таким образом вокруг нас ауре сам бог велел свернуть в древний (основан еще в 862 году) город Муром, который, согласно предложенному нам маршруту, мы должны были объехать. А мы в него заехали. И нисколько об этом не пожалели.
Откуда есть пошел Муром
Только не ищите в названии города связь с Ильей Муромцем — былинный богатырь тут ни причем. Хотя он, действительно, родился в селе Карачарово, что под Муромом, но значительно позже, чем родился сам город. «Виноваты», оказывается, мурома — представители одноименного финно-угорского племени, которое впервые упоминается в «Повести временных лет». А географические названия с таким корнем в слове попадаются в этом регионе чуть не на каждом шагу — река Муромка, озеро Муромское, ручей Муромец и т.д.
Из отрывочных сведений, почерпнутых из разных источников, мне запомнились два, совершенно разных по своему драматизму события: в декабре 2000 года Муром тяжело пережил убийство мэра Петра Каурова, а в июле 2010 года приказом Минкульта РФ город был лишен статуса исторического поселения, коим давно обладал.
Оказавшись в Муроме, я успел пролить тусклый свет на два означенных выше исторических факта. Что касается убиенного Каурова, то жители города любили мэра, и он отвечал им взаимностью. За 9 лет правления понастроил здесь много архитектурных объектов социально-культурной сферы, новый мост, а незадолго до смерти, в августе 1999 года, — и 20-метровый памятник Илье Муромцу. За эти добрые дела, выходит, человека и лишили жизни? (Убийцу, кстати, до сих пор ищут).
Об отнятом у Мурома статусе исторического поселения информации оказалось немного. Известно только, что соответствующий приказ в июле 2010 года издал руководивший тогда Минкультом Александр Авдеев, бывший посол России во Франции и Монако одновременно. Но не он один, а совместно с Минрегионразвития (было такое министерство до 2014 года). Причем такого же статуса и тем же приказом, «за один присест», лишили тогда еще 477 населенных пункта — это было 10-кратное сокращение исторических городов!
Стал я копаться, почему лишили, но, не обнаружив официальной версии, выдвинул свою собственную. Дело в том, что статус исторического поселения предполагает сохранение не только отдельных памятников, но всей исторической застройки, планировочную и объемно-пространственную структуру города. По этой причине городские власти обязаны согласовывать каждый свой чих с Москвой. Иными словами, статус исторического поселения позволяет сдерживать излишнюю строительную активность местных царьков в исторической части населенных пунктов. А отсутствие такого статуса — раздолье для ретивых застройщиков, у них быстро развязываются руки.
Вот вам и ниточка, невольно связывающая два муромских события. Однако, я отклонился от главной темы и спешу реабилитироваться.
Свидание с Петром и Февронией
В Муроме несколько десятков больших и малых церквей, храмов и часовней. Но мы, по совету матери Мариониллы из Дивеево, посетили только Собор Троицы Живоначальной, что на территории Свято-Троицкого женского монастыря. Там, в Часовне Петра и Февронии, мы, опять же по настоянию матери Мариониллы, приложились к гробнице с мощами этих святых. Считается, что они покровительствуют исключительно супружеским союзам, поэтому представители Церкви предупреждают: просить Петра и Февронию о насыщенной личной жизни без намерения жениться или выйти замуж — пустое дело. Неслучайно, наверно, к их памятнику, установленному неподалеку от обители, подъезжают свадебные кортежи, и сочетавшиеся в браке пары просят у святых Петра и Февронии Муромских (в этом можно не сомневаться) о супружеском счастье.
Мы с моей Надеждой не стали исключением и, несмотря на свой 43-летний брачный стаж, попросили о том же. И кроме того, загадали желание, потерев нос зайцу, занявшему свое законное место (любимый зверек Февронии) на оборотной стороне памятника.
Рассказывают, что в Муром регулярно — по меньшей мере, раз в год — заглядывает Светлана Медведева, президент Фонда социально-культурных инициатив и, по совместительству, супруга экс-премьера России. Это она учредила День семьи, любви и верности, который, начиная с 2008 года, ежегодно и широко празднуется на родине Петра и Февронии, служащих образцом христианской семьи и верности.
И как же поразительно-нелепо на этом одухотворенном и благочестивом, в общем-то фоне, смотрятся картинки обыденной жизни за стенами обители. Внутри — чистота и убранство, благоухающие цветники и фонтанчики. Снаружи, чуть не у самых ног святых Петра и Февронии — валяющиеся под изнурительным солнцепеком (да к тому же, видать, пьяные) женщины. Грязь, праздно шатающиеся и просящие милостыню элементы — с явной целью опохмелиться после вчерашней попойки.
Наверно, это боль всех городов русских, в том числе таких древних, как Муром. Нам же остается быть милостивыми как к нищим, так и падшим, ибо, как говорится в Евангелии, «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Как ты поступишь, так и с тобой поступят».
С этими мыслями мы и отправились дальше. До конечного пункта нашего путешествия оставалось всего 90 километров.
Под сенью… земляники
Дорога утопала в лесах и… в землянике, которую сборщики дикорастущих ягод выносили к обочине из владимирских лесов. Впервые в сезоне мы ели вкуснейшую ягоду столовыми ложками, черпая ее прямо из купленных только что пластмассовых контейнеров.
А чтобы жизнь в пути не показалась нам медом, дорога то и дело подбрасывала нам сюрпризы в виде многокилометровых колдобин, которые мы, скорее, проползали на брюхе, чем проезжали с ветерком. Однако и эту напасть мы встретили и перенесли с пониманием. Ведь сказано же в Библии: дорогу осилит идущий.
Особенно, добавлю я, если это — дорога к Храму.
Леонид АРИХ
спецкор «НВ»
Фото Надежды АРИХ
На снимках: панорама Мурома
Продолжение следует