Такая медпомощь нам не нужна

Под видом мусора в Карелии на свалку выбрасывают опасные отходы медучреждений.

 

Такая медпомощь нам не нужнаНа окраине Петрозаводска местные активисты обнаружили несанкционированную свалку опасных для здоровья людей медицинских отходов. Однако, обратившись в Минздрав Карелии и другие надзорные органы за помощью, натолкнулись на полное равнодушие к серьезной проблеме.

Коллеги из карельской интернет-газеты «Черника» провели по горячим следам собственное расследование и вот что выяснили.

 

Инфекционный коллапс

 

В 2018 году основным игроком на рынке услуг по утилизации медотходов класса «Б» выступало ГУП РК «Медтехника». Одну часть таких отходов предприятие перерабатывало и обеззараживало самостоятельно, другую — по договорам с субподрядчиками.

Однако после прихода в 2018 году к руководству «Медтехникой» Андрея Слепцова все пошло не так. Новоиспеченный директор неожиданно расторг договор на утилизацию опасных медотходов с прежним субподрядчиком — ООО «СтройЭнергоСеть» (фирма специализировалась именно на утилизации медотходов и успешно справлялась с работой), одновременно заключив договор на аналогичный субподряд с другой организацией — ООО «Юнигиф», которая… поставляет в больницы медицинское оборудование. То есть, тачать сапоги доверили пирожнику.

И вот вам результат: когда корреспондент «Черники» прибыл на место, где «Юнигиф» должен был перерабатывать (а по сути — сжигать) вредоносные отходы, никаких признаков хозяйственной деятельности не обнаружил. А через некоторое время на предприятии вырос целый террикон из использованных перчаток, халатов, шприцов, частей капельниц и ампул с кровью.

 

Нашли стрелочника

 

После сообщения общественников в Минздрав Карелии о проблеме и эпидемиологической угрозе жителям Петрозаводска, на месте событий появился десант из чиновников во главе с замминистра здравоохранения Сергеем Седлецким. Высокопоставленный чиновник ругался по телефону с субподрядчиком, топал ногами, угрожал собеседнику карами…

На этом «проверка» и закончилась. Поставив галочку в плане выполненных мероприятий, чиновники удалились, а опасная свалка осталась.

Такая ситуация не устроила активистов, и они, что называется, подняли шум в местных СМИ. Директор «Медтехники» Андрей Слепцов был вынужден защищаться, найдя, в итоге, стрелочника в лице очередного субподрядчика — ООО «Семерида» из Самары, которое после расставания с «Юнигифом» сам же и пригласил на эту роль.

 

Случайно подвернувшиеся

 

Такая медпомощь нам не нужнаПо словам учредителя ООО «Семерида» Алексея Данилина, его фирма давно занимается переработкой пластика и другого вторсырья во многих регионах. В Карелии же Данилин оказался, можно сказать, случайно, благодаря частным связям с руководством республики.

Самарцы организовали здесь утилизацию (измельчение и прессование) пластика, отсортированного из бытового и иного мусора, но, столкнувшись с банальным вымогательством взяток со стороны карельских чиновников (соответствующие заявления Данилин направил и в карельское, и в федеральное УФСБ), решили было завязать с этим проектом. А тут и директор «Медтехники», Андрей Федорович Слепцов, подсуетился. Сам дозвонился, пригласил в офис и, угостив кофе, предложил Данилину заняться утилизацией медотходов. И хотя учредитель «Семериды» признался, что это не совсем его направление, Слепцов практически уговорил собеседника заняться именно этим проектом.

— Заключили договор на утилизацию и начали вывозить на арендованную и оплаченную промплощадку на окраине Петрозаводска, — рассказывает Данилин. — Планировали накопить объем, а затем уже все отсортировать. Андрей Федорович (Слепцов. — Ред.) распорядился выдавать нам акты обеззараживания этого мусора, мы спокойно, без всякой задней мысли работали, а потом начался скандал. И нас просто перестали пускать на эту площадку.

 

Акты оказались липовыми

 

На вопрос об актах обеззараживания директор «Медтехники» Андрей Слепцов пояснил, что «это полная липа», и как они выписывались, он не знает. При этом «Чернике» удалось выяснить, что один из работников «Медтехники», подпись которого стоит на акте обеззараживания, никакие акты не подписывал.

Что касается опасных медотходов, скопившихся на окраине Петрозаводска, то, по словам Слепцова, после возникшего скандала и по согласованию с Природоохранной прокуратурой они были сначала перевезены в ведомственный гараж, после чего вывезены за пределы Карелии.

Правда, куда конкретно, директор «Медтехники» рассказать корреспонденту отказался. Поэтому остается открытым вопрос: а не прикопали их где-нибудь неподалеку от Петрозаводска? Причем, ответ на него должен искать не какой-нибудь участковый из УВД карельской столицы, а как минимум отдел по борьбе с терроризмом УФСБ по республике или еще выше. Ведь речь идет об эпидемиологически опасных для жизни и здоровья людей медотходах, а не о простых ТБО.

 

Проблему спустили на тормозах

 

В сложившейся ситуации не могут не вызывать удивление действия природоохранной прокуратуры. Как рассказала бывшая сотрудница «Медтехники» Наталья Старун, она обращалась в надзорное ведомство и устно сообщала о творящихся безобразиях с утилизацией медотходов на предприятии. Однако, пообещав заняться этим вопросом, прокуратура спустила это обращение, по сути, на тормозах.

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

 

 

Знаете ли вы?

К отходам класса «Б» относятся отходы из патологоанатомических и кожно-венерологических отделений и кабинетов, органические материалы из операционных, пищевые остатки из инфекционных стационаров, материалы и предметы, взаимодействовавшие с биологическими жидкостями пациентов и иные зараженные и потенциально опасные отработки.

Использованные шприцы и тампоны, ткани и органы человека, кровь — все это несет опасность для жизни и здоровья людей. Поэтому СанПиН, согласно Базельской конвенции, установил строгий порядок сбора, транспортировки и утилизации данного вида отходов. Медотходы класса «Б» должны утилизироваться в течении 4 часов с момента поступления в компанию, занимающуюся этими работами. Весь цивилизованный мир на современном этапе развития уничтожает медицинские отходы только высокотемпературным термическим способом. В России по-прежнему часть из них (особенно изделия из пластика) обезвреживают и перерабатывают, что является абсолютно недопустимым.

 

 

NB!

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. В Петрозаводском городском суде рассматривается уголовное дело предпринимателя О., которому инкриминируется несколько эпизодов преступлений по статьям 159 (мошенничество) и 247 (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) УК РФ. В 2017–2018 годах О. выигрывал аукционы на заключение госконтрактов с медучреждениями Карелии о вывозе, обеззараживании и утилизации опасных медицинских отходов класса «Б». Однако исполнять договоры предприниматель не собирался, он банально выкидывал медицинский мусор в контейнеры ТБО в Петрозаводске. Именно так утверждает гособвинитель.

Тем не менее, редакция «Черники» располагает информацией о том, что г-н О., несмотря на уголовное преследование, продолжает вывозить необеззараженный медицинский мусор на свалки в окрестностях Петрозаводска.

Похожие статьи

Send this to a friend