Черная пыль Сахалина

Начавшись с угольных копей на севере острова еще во времена царской каторги, подземная добыча «черного золота» в наши дни завершилась здесь ее тихой смертью. Почему? Ответить на этот вопрос попытался спецкор «НВ».

 

(Окончание. Начало в 11-м номере)

 

Вы, наверно, спросите: кто или что всему виной? Отвечу: островная пыль. Не спешите, однако, отмахиваться: нашел, мол, причину. Пыль на Сахалине не простая, особая, о которой говорят и пишут много и всерьез.

 

Облачные перспективы

 

Особенно она поражает впервые попавших на остров приезжих. «Далее потянулся однообразный пейзаж Тымь-Поронайской низменности: болота, березы, частые мостики через ручейки и… ПЫЛЬ! Наверно, пыли сахалинской федералки можно посвятить отдельный рассказ. Мало сказать, что она была везде — она стала нашим воздухом в тот день. Далее к ней (федералке) привыкли — и пылили, пылили на север» — ужасаются путешественники.

«Я тут на досуге подсчитала, что лет через 10–15, если с экологией и экономикой у нас ничего не изменится, наш район просто вымрет и угольная пыль уже точно никому не помешает, — не без горечи сообщала мне моя знакомая с Сахалина. — Несколько лет назад я беседовала с экологом из Москвы. После прилета в Южно-Сахалинск через несколько часов у нее осип голос: оказалось, что это дает о себе знать аллергия на пыль бурых углей».

 

И только пыль из-под колес…

 

Не единожды мне доводилось ездить по дорогам острова — и в детстве, и в юности, и по журналистским делам. Но такой пыли, как ныне, я в былые годы не видел. А увидеть ее стоит. Вдоль грунтовок, по которым возят ныне уголь из открытых месторождений в кузовах большегрузных авто, стоят черные, почти кладбищенские изваяния. Увидишь их — ночами сниться будут. Как те привидения, что «вдоль дороги с косами стоят». А ведь эти изваяния — живые растения, покрытые толстым слоем угольной пыли: кусты, лопухи, деревья и даже редкой красоты островные цветы. Потом дождь этот смертельно-черный слой пыли смоет и понесется она в ручейки да реки, по которым каждый год идет из моря лосось икру метать, потомство создавать…

Ученые хватаются за голову: отчего количество лосося в сахалинских реках становится все меньше и меньше? И ни разу никто из них не упомянул эту жуткую для рыбы отраву в виде угольной пыли. Да что рыба — местные жители не первый год страдают. Вот что сообщал один из местных интернет-ресурсов: «Солнцевский и Никольский разрезы периодически сбрасывают в ручьи мутные воды без особой очистки, муть попадает в реку Углегорку, откуда воду пьют жители райцентра. Взвеси очень тонкие, каогулянты с ними не справляются, водофильтровальная станция очень древняя, — и в итоге 13,6 процента проб питьевой воды в 2014 году не отвечало санитарно-гигиеническим показателям». Добавлю: и в 2015-м, и в последующие годы тоже не отвечало, лишь процент не соответствующих нормам проб колебался. Вот совсем свежее сообщение на сайте «Сахалин-инфо» на эту же тему: «Углегорской городской прокуратурой проведена проверка по факту ненадлежащего водоснабжения Углегорска и Ольховки в ноябре 2017 года. Установлено, что причиной некачественного водоснабжения явились сбросы сточных вод с угольного разреза «Солнцевский» в реку Углегорку. Прокуратурой с привлечением специалистов территориальных управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора, центра лабораторного анализа и технических измерений области проведены отборы проб воды в реках Углегорке, Тарасовке и ручье Майском. Установлено, что сбросы сточных вод произведены в обход очистных сооружений. При этом предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышена в несколько раз».

 

Зато — дешевле

 

Шахты на Сахалине с начала девяностых прошлого века стали заменять на угольные разрезы. В основном теперь с поверхности уголь добывают всевозможные АО и ОО. Оказалось, брать уголь, не строя шахт, дешевле, проще и быстрее. Да и прибыльнее тоже. Есть солидные разрезы, как уже упоминавшийся мной Солнцевский, есть поскромнее, а есть и вовсе так называемые «закопанки». Но я с ужасом представляю, во что превратятся сопки Сахалина через десяток-другой лет, когда пласты угля истощатся и частники бросят его добычу. Это будет почти лунный пейзаж, только с той разницей, что пыль с этого пейзажа будут разносить на десятки километров бешеные ветра Сахалина.

Об угольной пыли вдруг заговорили в масштабе страны, если помните, только после видео-обращения во время «прямой линии» к президенту страны школьника из Находки, где уголь грузят открытым способом в суда, но для начала складируя его прямо на причале, и едкая пыль разносится по городу. Таких «Находок» на Сахалине хватает, в том числе и в том самом городе Углегорске, где уголь гребут с поверхности земли и тоже складируют на причале, рядом с жилыми домами.

Тут бы в колокола бить, как перед нашествием врага, а не винить во всем якобы не по делу недовольное население острова. Но — молчат колокола. Может, гром еще не грянул?

Да в том-то и дело — грянул! Сейчас на западном пустынном побережье острова, в районе села Ильинского, вовсю идет строительство новой ГРЭС-2. Благая цель — заменить исчерпавшую свой ресурс ГРЭС-1 на восточной стороне Сахалина, построенную еще при советской власти. И все бы ничего — новая ГРЭС даст толчок к развитию безлюдного ныне западного побережья острова, оживит совсем уже скукожившееся село Ильинское, которое, между прочим, не просто село — бывший военный пост России, поставленный тут моряками адмирала Геннадия Невельского еще в позапрошлом веке. Но только ли такой благой целью руководствовалось прежнее правительство области, кстати, при бывшем губернаторе Хорошавине? ГРЭС вот-вот задымит своими могучими трубами, а ее руководство еще не определилось, оказывается, откуда оно будет брать для сжигания 440 тысяч тонн угля ежегодно? Один из вариантов — возить автотранспортом за 150 километров с того же Солнцевского открытого месторождения угля.

Об этом на заседании островного правительства прямо заявил сахалинский депутат Александр Болотников: «ГРЭС-2 будет питаться на углях Солнцевского разреза — нет углей ни в Невельском, ни в Смирныховском районах в таком объеме. А грунтовку разобьем за два года, и опять же губернатор будет срочно принимать решение строить эту дорогу. Прогноз-то осуществляется на чем? А то и.о. министра здесь про инвестиции, инновации может говорить, а какой туалет и где построить, сказать не может».

Можно представить вереницу летящих по грунтовой дороге — асфальтированную не построили, да и вряд ли уже построят, как и железку, — большегрузных машин, доверху груженых углем. И те жутковатые изваяния, о которых я писал выше, покажутся просто детскими поделками в сравнении с теми, которые возникнут из пыли в ближайшее время. Ау, экологи! Где ваше слово, ваша экспертиза и ваш суровый взгляд на ближайшее будущее этого почти заповедного побережья острова, где самым редким (и неохраняемым) видом живой природы вдруг стал человек.

 

В заложниках — люди

 

Давно хотел написать об этой особой, чернее ночи, сахалинской пыли. Слава богу, ее не было во времена нашего детства, и мы могли с упоением загребать босыми ногами нежнейшую дорожную пыль, возвращаясь вечером с берега моря. И я не помню, чтобы кто-то заболел раком легких или еще какой заразой, надышавшись этой пыли с наших дорог. А ныне жители бьют тревогу по поводу разных болезней, напрямую связанных с угольной пылью на сахалинских проселках. Не только живая природа вдоль дорог стала заложницей «угольного конвейера», но и жители городов и поселков, среди которых два с говорящими названиями — Углегорск и Шахтерск. Улица Гужева в Углегорске превратилась в черный поток угольной пыли, загрязняющий все вокруг. А каково живущим на этой улице людям?

Но вот что самое печальное: мне кажется, что эта черная пыль неизбежно покрывает толстым слоем не только дома, обочины дорог, но и души живущих на острове людей, отчего они перестают быть чувствительными к происходящему вокруг. Сколько раз замечал на острове, что человек, душа которого покрылась этим черным налетом, говорит о жизни своей серо, уныло, без огонька и веры в завтрашний день. Да и чему, собственно, радоваться: ну построят в Шахтерске еще один причал для погрузки угля, причем в основном на заграницу, увеличат добычу и отгрузку, а значит и количество перевозимого топлива.

Вы хотите знать, как выглядят, к примеру, обочины дорог Сахалина? Вот вам картинка, сделанная с натуры, где даже дорожный знак превратился в особый знак угольного бедствия — ничего, кроме черно-пыльного круга вы на нем не увидите.

 

Анатолий СТРОЕВ

cпецкор «НВ»

ЮЖНО-САХАЛИНСК — МОСКВА

 

NB!

 

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Помощник президента РФ Константин Чуйченко провел совещание по вопросам снижения негативного воздействия на экологию и здоровье людей при открытой перевалке угля в Находке. Он поручил к следующей зиме обеспечить чистый воздух для жителей Находки, жалующихся на угольную пыль, а также призвал увеличить размер штрафов за нарушения при перевалке угля. Как сообщил руководитель Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Альтаир Тюменев, заявленные стивидорами мероприятия по снижению экологического вреда выполняются не в полном объеме. В 2017 году на стивидорные компании наложено более 3 миллионов рублей штрафов.

 

Черная пыль Сахалина

Похожие статьи

Send this to a friend