Где земля сходится с небом

В московском издательстве «Речь» вышла новая версия прочтения карело-финского эпоса «Калевала» с иллюстрациями карельского художника Тамары Юфа.

 

В книге-альбоме около 150 иллюстраций. Впервые издательство использовало станковые работы художника за полвека, собрав произведения разных лет из разных музейных коллекций и частных собраний. Выход новой «Калевалы» приурочен к 80-летию известного далеко за пределами Карелии художника — Тамары Григорьевны Юфа.

 

Карельский Ван Гог

 

Карелия навсегда стала её творческой родиной. Сегодня золотой фонд Музея изобразительных искусств в Петрозаводске составляют более 240 работ Тамары Юфа. Среди них — станковая живопись, графика, книжные иллюстрации, эскизы декораций к спектаклям петрозаводских театров … Не только историю древнего эпоса «Калевала», но и историю живописи Карелии нельзя представить без творчества Тамары Юфа.

Не случайно очередная юбилейная выставка произведений художницы в главном музее столицы республики длилась с начала лета до начала осени. И не пустовала ни одного дня. Книга отзывов полна восторженных записей. Давний поклонник творчества Тамары Юфа поэт-философ Юрий Линник пишет: «Ошеломительная Тамара Юфа! Убеждён: именно она завершает эпоху модерна в живописи — является последним отсверком серебряного века … Спиральный росчерк и все другие узоречья — основа её живописного языка… То ли Творец водит рукой Тамары — то ли она исподволь направляет его длань». Поэт сравнивает Тамару Юфу с Ван Гогом: «Одна динамика. Одна экспрессия. Одна захватывающая красотища».

Сравнения не беспочвенны, если работы художницы оказывались и на выставке «Русский символизм. Голубая роза» в Третьяковской галерее на Крымском валу (2000 г.), и в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX–XX вв. на выставке «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» (2014 г.), и в Русском музее на выставке «Виктор Борис-Мусатов и мастер общества «Голубая роза». (2017 г.)

И ещё из заметок Юрия Линника: «Тамара Юфа и Карелия: в сознании многих эти слова превратились в синонимы. Тамара Юфа — и есть душа Карелии. Это не метафора — это реальность: Чтобы так написать ландшафты, надо всё пережить изнутри, почувствовать себя и камнем, и водой, и растением. Дар подобных перевоплощений, которыми владели наши предки, утрачен цивилизацией. Но Тамаре Юфа удалось восстановить его в полной мере, и она показывает это в своих картинах …».

 

Все началось с книги

 

Известность художнице принесли иллюстрации к книгам. С той поры, когда в 1967 году вышла «Калевала» — небольшого формата юбилейное издание с её рисунками и изящной золотисто-охристой суперобложкой. И эти избранные руны народного эпоса, разных лет издания, и многочисленные книги для детей издательства «Карелия», украшенные Юфой, пользовались огромным спросом.

Кроме того, почти в каждом доме, в каждой семье Карелии висели её деревянные плакетки — картинки с Айно (любимой героиней из эпоса) или северным пейзажем. Не было семьи, где не видели бы её работ по мотивам «Калевалы», где дети не читали бы сказки Андерсона, братьев Гримм, Топелиуса, Пушкина с её не похожими ни на какие другие иллюстрациями.

Помню, что в семидесятые и мои питерские однокурсники, и друзья в разных городах просили меня привезти из Карелии книги, оформленные Тамарой Юфа. И я охотно выполняла их просьбы.

Её удивительные, узорные, декоративные рисунки не имеют возраста. С детьми и взрослыми Тамара Юфа говорит на одном изобразительном языке: образ красавицы Насто из карельской народной сказки, или Айно из «Калевалы» был всюду узнаваем, создан раз и навсегда.

Из многочисленных статей о художнице запомнился такой эпизод. В шестидесятые годы работы Тамары Юфа попали в Москву, на престижную выставку «Советская Россия». Знаменитый русский живописец Павел Корин проходил по залам и мельком смотрел на выставленное. И вдруг остановился у картин Тамары Юфа и сказал: «Наконец что-то русское появилось». На объяснения, что это работы на темы карело-финского эпоса, а фамилия художника — Юфа, Корин, махнув рукой, ответил: «Все равно русское…».

Может быть, то же самое почувствовал и Владимир Высоцкий, когда ему привезли из Карелии в подарок плакетку Тамары Юфа «Зимний пейзаж». На ней искусной рукой изображены карельские избы, заснеженные скалы, сосны и солнце на горизонте. Эта картинка стояла на письменном столе Высоцкого в его московской квартире до конца его жизни. Теперь её можно увидеть на рабочем столе поэта в музее его имени.

 

Больше чем график

 

В справочниках и энциклопедиях Тамаре Юфа отведен строгий жанр — график. Однако творит она в нем так по-своему, что слова «график» кажется мало. Свои шедевры она создает на картоне и бумаге, закрепленной на твердой плите. На простом материале творит чудеса, используя акварель, темперу, гуашь, тушь. Спирально-узорный росчерк, особая пластика декоративности — своего рода код живописного языка художницы. На её картинах все сказочно прекрасно: и любовь, и страдания. Тонкие, строгие лица и руки невест, матерей и героев и злодеев… На калевальских листах Тамары Юфа: «Рунопевцы», «Невеста Похьелы», «Лоухи и дочь», «Айно и девы озера» и других даже валуны и камни будто оживают. Кажется, что смотрят на вас не просто камни и валуны, а загадочные лики, то ласковые, как добрые герои эпоса, то страшные чудища из своры злой Лоухи … Эту сказочную Карелию видели и другие талантливые иллюстраторы «Калевалы»: Мюд Мечев, Георгий Стронк, Осмо Бородкин … Пришел черед и Тамары Юфа выразить чудо Севера.

 

Околдованная рунами

 

Сложно сказать, как бы сложилась творческая судьба юной Тамары Чвановой (в девичестве), если бы Елецкое художественное училище, где она училась после школы, не закрылось. Если бы стройная, красивая русоволосая девушка, родом из деревни, что неподалеку от городка Задонска Липецкой области, не поступила бы в Ленинградское художественно-педагогическое училище им. В.А. Серова. Именно там друзья подарили ей на день рождения книгу «Калевала» с иллюстрациями Мюда Мечева. Видимо, руны околдовали её, если при распределении на работу, после окончания в 1960-м году училища, Тамара, не колеблясь, выбрала Карелию — родину этих рун.

В старинном карельском поселке Ладва она устроилась работать в школу, учительницей рисования.

Когда в Петрозаводске (шестидесятые годы), готовилась очередная республиканская выставка работ художников-любителей, методист Дома народного творчества показал большую папку рисунков, акварелей, аппликаций учительницы рисования из Ладвы. Все ахнули.

И оказалось, что с листами Тамары (она уже была замужем за Михаилом Юфа, тоже талантливым художником) знакомы и в ведущем карельском издательстве, и в Союзе художников Карелии.

Начались выставки, пришли успех и слава. Тамара Юфа — участница Всесоюзных, Всероссийских и зарубежных выставок в ГДР, Финляндии, Швеции, групповых передвижных выставок Академии художеств в Москве, Иркутске, Берлине, Тегеране, Норвегии…

Её произведения приобретены музеями Карелии, Архангельска, Сыктывкара, Вологды, Финляндии, Австрии, США…

…На недавней выставке в Музее изобразительных искусств Петрозаводска я снова и снова возвращалась к любимому полотну. Не из эпоса, а из жизни. Это «Ладвинский пейзаж», написанный Тамарой Юфа давным-давно, в 1964 году. Все вроде бы просто на нем: нестройный ряд деревянных домов и домишек, из труб курится дымок, и завивается в манере Юфы, спиралями, как и годовые кольца на торцах бревен… Неровный частокол низкого деревенского забора… Темная вода озера… Баньки у самой воды …Низкое небо в облаках-завитках… Все вроде бы просто, и красок мало: белая, оттенки серого, черная, немного голубой … Но трогает до слез. Здесь угадан характер Севера: его неброская красота, его загадка и достоинство в простоте, потребность жить в ладу с суровой природой и всем миром.

При всей своей известности, знаменитости и красоте (на выставке можно было видеть несколько портретов художницы кисти известных мастеров живописи) Тамара Юфа — человек на редкость скромный, непубличный. Мир её личной жизни — это её семья, дочери и внучки, у которых тоже уже есть свое имя в творчестве. И её память об ушедшей в мир иной маме — самом близком ей человеке, верном и надёжном друге.

 

Исполнение мечты

 

В одном из интервью Тамара Григорьевна вспоминает о детстве, о доме в деревне Волчье Липецкой области — «на маминой родине»: «И вот, в свои четыре года, я стояла на крыльце нашего замечательного кирпичного дома… Рядом — мои подружки… Перед нами был выгон, такое огромное пустое пространство, где устраивались деревенские праздники. Я смотрела вдаль, и вдруг сказала девчонкам: «Я добегу туда, где земля сходится с небом. Вы побежите со мной? И вот они остались, а я побежала. Пробежала весь выгон, села на камушек… И только недавно я поняла, что живу там, куда бежала в детстве. Карелия — это место, где земля сходится с небом. Моя мечта исполнилась…»

 

Валентина АКУЛЕНКО

обозреватель «НВ»

ПЕТРОЗАВОДСК

Фото из личного архива Тамары Юфа

 

Где земля сходится с небом

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend