А тебе это надо?!

Как пьяный зритель подарил Марку Захарову девиз жизни.

 

Об этом любопытном эпизоде из театральной жизни художественный руководитель Ленкома, лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены» рассказал во время живого общения со зрителями.

 

По словам Марка Анатольевича, много лет назад пьяненький зритель Ленкома подарил ему главный девиз жизни.

А дело было так.

В первом ряду сидел тихий, ничем до поры неприметный, но сильно подвыпивший мужичок. И хотя его физическое состояние бросалось в глаза, секьюрити решили его не трогать, поскольку вел он себя вполне корректно.

Однако в драматический момент спектакля, когда один из артистов начал стыдить партнеров и угрожать им, что будет жаловаться и даже вызовет полицию, до сих пор тихий зритель вдруг встрепенулся и на весь зал Ленкома укоряющее крикнул: «А тебе это надо?!».

Вспомнив об этой веселой истории, Марк Захаров признался заполнившим зал зрителям:

— Получив приглашение выступить на вечере «Театр вопреки…», я так же, как тот мужичок, спросил себя: «А тебе это надо?!» И понял, что надо. И вот я здесь.

После этих слов мэтра зал взорвался аплодисментами.

Впрочем, пересказанная великим режиссером история была не единственной на встрече со зрителями. Марк Анатольевич, ко всему прочему, приоткрыл перед поклонниками театра еще и некоторые тайны, существовавшие в приснопамятные времена.

Всю жизнь преодолевавший рогатки цензуры (спектакли Захарова снимали после громких премьер или годами не выпускали к зрителю), Марк Анатольевич разработал свою тактику борьбы с этой напастью.

— Каждый спектакль проходил с очень большим трудом, — поделился со зрителями режиссер. — Правда, позже я начал хитрить и взаимодействовать с цензурным аппаратом. Этому научил меня Сергей Юткевич в студенческом театре. Когда обсуждали спектакль студенческого театра «Дракон», у парткома МГУ было много претензий, но Юткевич сказал: «Ну что вы, это же сказка. Это сказка. Давайте возьмем «Красную Шапочку» — а почему красная?..». И я понял, что это такая режиссерская демагогия, которой надо овладеть. Мне казалось, что я ею овладел. Я даже придумал одну хитрость: всегда записывал всё, что мне говорил цензурный аппарат, какие бы глупости при этом ни звучали. А потом ничего не менял в спектакле и снова показывал. И вы знаете, мне говорили: «Вот видите, стало гораздо лучше. Потому что записывали».

Сегодня Марк Захаров, по его собственному признанию, с тревогой ловит симптомы того, что в наше общество возвращается атмосфера его фильма «Убить дракона» — со спертым страхами воздухом и нескрываемой агрессией.

— Когда ко входу в МХТ подбросили окровавленную свиную голову, это уже было такое воинственное средневековье, чего, конечно, я, например, не ожидал. Это постыдное явление. Но дай Бог, чтобы это не получило какое-то дальнейшее развитие. Ибо очень быстро солидарность и объединение могут переродиться, а вместо них появятся какие-то профашистские поползновения. Вот это страшно. Это надо распознавать. И с этим надо бороться.

Кстати, когда на постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина завели уголовное дело, Марк Анатольевич предложил ему поставить что-нибудь на сцене Ленкома. А в своей последней премьере «Вальпургиева ночь», выбирая между угрозами нового закона, запрещающего нецензурную лексику, и верностью автору, выбрал сторону Венички Ерофеева и свободного русского хлесткого словца.

 

Андрей КНЯЗЕВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend