В вопросе капитального ремонта жилья все намного серьезней, чем мы думаем.
С пугающей регулярностью в последние годы то там, то здесь в нашей стране происходят аварии в домах, вроде бы и не старых.
Например, в соседнем с нами регионе, в Красноярске, пару лет назад произошло частичное обрушение в одном из зданий Сибирского федерального университета. А чуть больше месяца назад рухнул подъезд пятиэтажного жилого дома в Кемеровской области. Есть жертвы. Перечислять подобные факты по другим регионам, к сожалению, можно долго. Но как-то трудно припомнить, чтобы вслед за информацией об очередной трагедии последовали серьезные выводы, чтобы кто-то в СМИ объяснил, что происходит и чего ждать в будущем. И только профессиональные строители бьют тревогу, но их, к сожалению, не очень-то и слушают.
С одним из них — Владимиром Попандопуло — мы беседовали на данную тему неоднократно, и всякий раз я ловила себя на мысли: этот человек, много повидавший и испытавший в жизни, говорит по делу.
Владимир несколько лет проработал на крупных стройках страны и не раз убеждался, что институтские знания зачастую не совпадают с практикой. Но если в каких-то отраслях ошибки и безалаберность могут быть простительны, то строительство жилья — это совсем не тот случай. По мнению Владимира, серьезную опасность для обитателей сегодня представляют практически все жилые дома, чей возраст превышает 50 лет. А таких в стране сотни тысяч.
Как и по всей России, строительный бум в республике Хакасия пришелся на 60–70-е годы. Буквально за несколько пятилеток была построена почти половина всего жилого фонда, все эти наши знаменитые «хрущёвки». Не очень просторные и не очень удобные, как мы это сейчас понимаем, но в то время им так были рады советские граждане, живущие в бараках, общагах и коммуналках. Сейчас микрорайоны, состоящие из таких пятиэтажек, выглядят уютными и тщательно обихоженными. Полно зелени, удобных уголков для детишек и стариков — всякие там скамеечки, качельки и т.п. Не только коммунальные службы, но и сами жильцы охотно участвуют в благоустройстве. И мало кто из них знает, что срок эксплуатации этих домов, даже в самом молодом городе Хакасии — Саяногорске, или уже вышел, или приближается к концу. К тому же, сейсмоустойчивость их рассчитана была лишь на 5–7 баллов, что сейчас является совершенно недостаточной. Не хочется мне никого пугать, но не учитывать этот факт считаю недопустимым, так как республику в последние годы в буквальном смысле слова то трясет, то потряхивает, но даже небольшого толчка достаточно. Пока нам везло, произошедшие землетрясения повредили старые здания, когда там никого не было. Но что будет дальше? Лучше бы, конечно, не рисковать.
Казалось бы, вот оно, спасение от всех бед — капитальный ремонт. Работа вроде бы кипит, но что тут видим? Исправно собираемые с жильцов средства тратятся не на то, на что следовало бы в первую очередь. Типичный пример: в посёлке Майна жильцы одного из многоквартирных домов, обсуждая работы по предстоящему капремонту, решили починить крышу. Не поспоришь, конечно, крыши должны быть в порядке. Но если за ремонт браться всерьез, капитально, то не с крыши надо начинать, а с ремонта остова жилого дома — ахиллесовой пяты многих зданий, считает Владимир Попандопуло.
Из бесед с профессионалом я поняла, что следует немедленно провести вот такие действия. Во-первых, проверить основания, фундамент жилых домов на прочность (имеется в виду лабораторный анализ). Второе — произвести тщательное обследование цокольных этажей. И третье — изучить состояние закладных деталей в панелях и те, что были приварены при монтаже панелей уже во время строительства. Эти детали, представляющие собой небольшие металлические пластины и прутья, за минувшие годы успели и заржаветь, и состариться (есть такое понятие, как усталость металла). Значит, в какой-нибудь неблагоприятный момент детали могут не выдержать любого толчка — например, взрыва небольшого газового баллона в одной из квартир. (Вот он, случай в Кемеровской области.) В новом доме такой взрыв может привести к легким повреждениям в квартире и пожару, но в старых домах, где стены держатся на честном слове, т.е. на изношенных закладных деталях, может обрушиться целый пролет всех этажей здания: стены, потолки, лестницы. Но что там утраченные квартиры и имущество, если на момент обрушения в доме находятся люди?!
Остроты всем нашим беседам придал немаловажный факт: населенные пункты, о которых мы больше всего разговаривали с В.Попандопуло, находятся на берегу великого Енисея, чуть ниже печально известной Саяно-Шушенской ГЭС. Когда-то она, конечно, была просто всемирно известной из-за своих размеров и мощности, и мы все страшно ею гордились. Но это было до техногенной катастрофы в 2009 году, унесшей жизни 75 человек. Мы, конечно, и сейчас обязательно всех своих гостей возим полюбоваться этим удивительным творением человеческих рук, невероятно красивой природой по дороге к ней и вокруг. Там хорошие смотровые площадки, можно рассмотреть это рукотворное чудо с разных сторон, сделать замечательные фото. Но чувство восхищения каждый раз, все эти годы после аварии, соседствует с многими другими: горечи, страдания и страха. Со всей страны в семидесятые годы в Хакасию приехали специалисты, рабочие самых разных профессий, которые построили и эту гидростанцию, и замечательной красоты город Саяногорск, посёлки Майна, Черемушки. И вот в один памятный августовский день оказалось, что всё может быть разрушено в один момент. Ищи потом виноватого! А потомки, желающие знать причины случившегося, будут читать строчки в Википедии о том, что возникли на тот момент «дополнительные динамические нагрузки», а им предшествовало «образование и развитие усталостных повреждений узлов крепления», и что вот это всё привело к катастрофе. Что примерно означает: само собой так получилось.
Конечно, авария на ГЭС и обрушения в жилых домах — вещи немного разного порядка, но причина у них одна: они не были своевременно предотвращены. Значит, если не бьют тревогу специалисты, свой голос должны подать сами жильцы многоквартирных домов. Приоритетным же направлением использования собранных средств должны стать не крыши и фасады, а каркасы зданий. Но этого, к сожалению, пока не наблюдается.
Светлана ЛУКАШЕВСКАЯ
Республика Хакасия