Заботясь о погорельцах, власти республики, похоже, мало заботятся о тех, кто днями напролет строит для пострадавших жилье.
Сначала напомню читателям об апрельском пожаре, который навел ужас на всю Хакасию. Буквально за час бушующим огнём занялись 38 населённых пунктов и, как ни старались его затушить профессионалы и сами жители, без малого полторы тысячи домов и усадеб оказались уничтожены. Сгорели гаражи, бани и прочие строения, сады, домашний скот. Без крова над головой остались больше 6600 человек, погибли 34 человека, хотя отсутствие списка погибших заставляет предположить, что цифры занижены.
Подробности того дня, в том числе героизм одних и попытки уйти от ответственности тех, кто должен был предупредить, защитить и пр. и пр. — просто поражают. Горьких моментов уже после трагедии — тоже хоть отбавляй, ведь одновременно погорельцам нужно решать множество самых разных проблем, и редко это удаётся сделать с первого раза. Мытарства по кабинетам чиновников и суды не у всех закончились строительством нового жилья вместо утраченного, у кого-то много претензий к качеству. Много вопросов и слухов возникло при распределении гуманитарной помощи. Любая семья расскажет (эмоционально и с подробностями) свою личную историю, начиная с самого трагического события и до сегодняшнего дня. Потому такое пристальное внимание жителей республики приковано к процессу восстановления жилья. Да ещё этот срок, обозначенный на самом первом совещании с президентом страны Владимиром Путиным — восстановить жильё до первого сентября. Потом сроки даже сдвинулись, хакасский глава правительства В. Зимин заверил главу государства, что люди заселятся под крыши уже 20 августа.
Вот только сами строители и погорельцы даже сейчас, в середине сентября, убеждают, что правильней работать не быстро и не медленно, а так, как положено, без нервозности и лихорадки. Опытная отделочница Татьяна Шестопалова в Новоенисейке чуть не заплакала, когда показывала свою добротную работу (а она, действительно, отлично её делает) и говорила, что сначала, до отделочников, должны были выполнить свою работу электрики и сантехники. Но приказало начальство: так, мол, надо…
Перед приездом президента вообще пытались заставить жильцов (и многих заставили!) подписать акты о приёме незавершенного строительства, обещая потом всё доделать. Да-да, после того, как красиво отчитаются. И поверили ведь многие, подписали эти акты, закрыв глаза на недоделки. А теперь потоком идут жалобы уже в разных населённых пунктах, но кто сильно слушает пострадавших? «Пусть радуются, что вообще получат крышу над головой» — вот и весь ответ.
При таком масштабном строительстве, когда на всех стройках одновременно работают, быстро сменяя друг друга, самые разные субподрядные организации, а люди съехались из ближних и даже дальних регионов, за всем, наверное, не уследить. Настораживает, однако, когда становятся известными вопиющие факты, а ничего после этого не происходит.
Так, чуть ли не в первые месяцы стали ходить слухи о том, что больше двух миллиардов рублей, выделенных из федеральных средств, возможно, не доходят, куда следует. Об этом говорят отдельные, но многочисленные факты. Стройка домов движется, погорельцы постепенно вселяются, а всё больше простых работяг оказываются обманутыми. В начале строительства кому-то из них начальники объясняли, что платить рано, другим же вдруг заявляли, что работа сделана плохо и пусть они убираются. Без всякой, разумеется, оплаты. Хотя, уверяли строители, их работа постоянно контролировалась и ею были довольны и руководители, и будущие жильцы. До рукоприкладства даже доходило.
8 сентября, отчаявшись получить заработанную за длительный период зарплату, устроили забастовку водители спецтехники в посёлке Шира («НВ» писал об этом в предыдущем номере. — Ред.), но через пару дней как-то всё утихло. Часть забастовщиков (после бесед с ними не установленных, но влиятельных людей и угрозы с их стороны вообще никогда и ничего не заплатить) испугались и прекратили что-либо требовать. Наконец, на днях там побывали представители генподрядной организации и правительства республики, в числе многих острых вопросов они должны были решить и проблему с зарплатой. Пока неизвестно, чем это общение закончилось. Может, помогли бедолагам и тем, кто стоит за ними, ведь у всех обманутых дома остались семьи, они месяцами ждут зарплату своих отцов-кормильцев. А может, отделались обещаниями — скоро узнаем.
Но почти одновременно — вот эта история: приезжие отделочники в селе Новоенисейка работают-работают, а им вообще ничего не платят. И договоров, как стало обычным уже делом, с ними не заключают. Большую часть этой истории рассказала Анна Васильевна Коптева, пенсионерка. Кроме неё, до сих пор никто к обиженным не проявил такого же деятельного сочувствия. А ведь она настоящая героиня!
Усадьба возле Енисея и много лет строящийся личный дом — это и стало пристанищем на всё лето для приезжих строителей. Село сильно пострадало — целые улицы, больше сотни домов, сгорели. Поэтому и стройка большая, строителей много. Одни дома уже заселены, другие — в самых разных стадиях готовности. Как только стали приезжать первые рабочие, Анна Васильевна превратила своё жильё в настоящее общежитие. Никакой оплаты ни с кого ни разу не взяла, да ещё и готовит целыми днями из своих продуктов, топит ежедневно баню, стирает, сушит обувь. А живут-то взрослые люди, до десяти человек одновременно. Это же сколько хлопот с ними! «У людей беда, значит надо помогать», — считает Анна Васильевна. И как у нее хватает сил на эту тяжеленную работу?! Господь, сказала, даёт. А люди-то самые разные, почти все незнакомые, но она не спрашивает, кто и откуда. Как-то объясняется с выходцами из среднеазиатских республик, не знающими русского языка. Сама глубоко верующая православная христианка, устроила мусульманам место для молений. Еду старается для них готовить, учитывая традиции. Кому не хватает кроватей, спят прямо на полу. Всё аккуратно, а главное, тепло и спокойно. Некоторые, зайдя просто погреться, так и оставались на всё время работы.
Но не эти великие хлопоты волнуют Анну Васильевну. С болью рассказала она, как обижает и унижает приезжих работодатель, не платя им ни копейки. А они стараются быстрее построить дома, без выходных от раннего утра до вечерней темноты работают, даже на обед не приходят, чтобы не терять время. Даёт им с собой небольшой перекус, и так — всё время. Ни у кого не получилось отправить домой хоть немного денег, чтобы детей к школе собрать.
Всё бы ничего, но скромной пенсии Анны Васильевны с какого-то момента стало не хватать, так как припасы продуктов закончились, один огород и выручает. Видела я тот огород — почти ничего и не осталось, лишь небольшой клочок картошки, тыква, да капуста. Саму-то хозяйку это не сильно пугает. «Да проживу!», — говорит, а вот за здоровье работяг при их скудном овощном питании страшно. По-разному реагируют окружающие, кто знает ситуацию. Соседка, увидев финансовые затруднения Анны Васильевны, перестала давать в долг молоко. Но тут же кто-то другой занял денег на хлеб — значит, будет с чем есть рагу из овощей. Без мяса, конечно, да и масло растительное кончилось. В православной церкви города Саяногорска помогли с одеждой, в летней-то уже не по сезону холодно.
А что власть? Знает ли она обо всём этом? Бедная сельская и рада бы помочь, да нечем. В районную позвонила, главе Юрию Курлаеву рассказала, что нечем кормить строителей. Обещал помочь. Пятый день с тех пор пошёл, а он всё что-то решает и не может решить.
Про Ислама осталось сказать, про этого крутого начальника, по чьей вине страдает множество людей. Не платит за работу, зато в городе себе и родне строит дома. При мне ему звонила Анна Васильевна и просила этого «милого человека» заключить договора со строителями да заплатить хоть немного, на еду и за электроэнергию рассчитаться. Что-то он ей там плёл и врал в очередной раз и до сих пор никому и ничего не заплатил. Ещё и ругает теперь строителей и Анну Васильевну, посмевших на него жаловаться.
Мы привезли для строителей немного продуктов, собранных по своим кладовкам, да у знакомых добрых предпринимателей. Приняли их со слезами. Думаю, не от радости были эти слёзы, а от унизительного положения, в котором оказались простые люди, некоторые даже по-русски не говорят, не очень бойкие и не очень юридически грамотные. Когда в начале сентября в Хакасию приезжал Владимир Путин, очень многие жители населённых пунктов надеялись на встречу с ним. Но, оказалось, главе государства хакасское руководство показало только то, что было давно подготовлено. Одна на всех, вроде бы, эта беда с пожаром, а совершенно по-разному ведут себя люди. Одни совершают благородные, даже геройские поступки, другие стараются нажиться, и даже ничуть этого не стесняются, а правоохранители то ли просто медлят, то ли покрывают этих прохиндеев. Ну почему?!
Светлана ЛУКАШЕВСКАЯ
независимый журналист
Республика Хакасия
NB!
ОТ РЕДАКЦИИ. Зная, что этот материал увидит свет в газете «Красноярский рабочий», являющейся партнером «НВ», мы просим прокуратуру Красноярского края считать нашу публикацию основанием для возбуждения делопроизводства (уголовного, административного, любого другого) по изложенным в статье фактам. Сколько можно спокойно смотреть на то, как дурачат людей!?