Как уже сообщал «НВ», 1 июля в России вступает в действие постановление Правительства РФ от 28 января 2019 года № 501, согласно которому магазины обязаны отделять на прилавках натуральную молочную продукцию от продуктов с использованием заменителей молочного жира.
По идее, здесь должны прозвучать аплодисменты — наконец-то настоящие молоко, творог и сметану отделят от суррогатов, и покупателям не надо будет носить с собой лупу и читать мелкие надписи на упаковках.
На этой радостной волне наш корреспондент и решила пообщаться с производителями молочной продукции, чтобы узнать их мнение о нововведении, а также поинтересоваться у сетевых магазинов — готовы ли они создавать полки для качественного молочного продукта?
Рынок уже проголосовал за качество
Как оказалось, такие полки во многих магазинах уже есть, только называются они иначе: «Фермерские продукты». Пока большая государственная машина раскачивалась в поисках решения вопроса, рынок чутко отреагировал на запрос общества. «Еще три года назад сети стали запрашивать продукцию подороже, но гарантированного качества, — говорит коммерческий директор компании «Фуд Милк» Александр Остапенко. — Потому что у многих больные дети, с лактазной недостаточностью или с непереносимостью синтетических добавок. Люди стали просить у магазинов продукцию, которая гарантированно натуральная и для них будет безопасна, а ритейл отреагировал на спрос. Вот отсюда и появилась фермерская полка! Не мы ее придумали».
Так что бороться за свой интерес первыми стали не производители, а покупатели молочной продукции. К примеру, в торговой сети «Ашан» полки «Фермерские продукты» уже ни у кого не вызывают удивления, они расположены в одном торговом ряду с остальной молочкой, но на отдельных стеллажах, выделены яркой вывеской, рекламными указателями.
В сравнении с остальной молочной продукцией фермерские товары занимают сравнительно немного места, производителей пока тоже немного, где-то около пятнадцати-двадцати. Продукция представлена молоком, сметаной, кефиром, ряженкой, творогом, йогуртами, творожными запеканками, кроме коровьего есть козье молоко и продукты из него. «Со стороны покупателей спрос на товары этой категории только растет, — отмечает директор по коммуникациям «Ашан» Ритейл Россия Мария Курносова. — Планируем в дальнейшем развивать данное направление и обновлять ассортимент новинками. К примеру, нами установлены молокоматы с фермерским молоком, которые пользуются большой популярностью у клиентов».
На фермерской полке нет продуктов с заменителем молочного жира, суррогатов с заменой белковых составляющих. Это не дешевый товар, литровая бутылка молока может стоить от 85 до 120 рублей, но покупатели качеством довольны и голосуют своим кошельком за право есть вкусно и полезно. И хотя эти товары идеально подходят для полки «Продукты без заменителя молочного жира», возникает вопрос: не должны ли они, в соответствии с нововведением правительства, потесниться или, тем более, исчезнуть с прилавков?
Спасибо, у нас все хорошо
Этот вопрос одинаково волнует как производителей, так и магазины, потому что не для того они несколько лет растили и лелеяли свои фермерские полки, чтобы вдруг расстаться с ними. «Разделение молочной продукции, если говорить в целом про розницу, позитивный шаг, поскольку потребителю будет проще ориентироваться при выборе товара в магазине, — рассуждает руководитель пресс-службы торговой сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков. — Но фермерскому ассортименту нет необходимости никуда переезжать, динамика по этим продуктам очень хорошая, только в прошлом году объем продаж вырос на 30%, годом ранее — на 100%».
Не одобряет подобные переезды и Александр Остапенко: «Фермерская продукция продается лучше, когда стоит на отдельной полке, это уже проверено. Спрос определяет предложение. Сейчас это модная тема — фермерская полка, и она точно будет жить. А что касается разделения другой продукции по разным полкам — мне кажется, там все равно бардак будет, чтобы производитель не писал на упаковке… Я как молочник это знаю, на этом рынке больше 20 лет работаю».
По логике вещей все верно, торговые сети могут иметь разные отделы под разными вывесками. А это значит, что, придя в магазин, покупатель увидит не две вывески, сообщающие про «правильное и неправильное молоко», а как минимум три — еще и про фермерский продукт. Если же он придет в торговую сеть «Азбука вкуса», то найдет там отдел с позитивной вывеской ЗОЖ — здоровый образ жизни, в котором, вопреки названию, на отдельных полках стоит продукция с заменителем молочного жира. Словом, постановлению Правительства все рады, его обязательно претворят в жизнь. Для продвинутых торговых сетей, которые самостоятельно решили вопрос разделения молочной продукции по просьбам трудящихся, это будет еще один маркетинговый ход. Для обычного небольшого магазина — прогресс, клиентам не придется самостоятельно перечитывать все надписи на упаковках, хотя бы на первом этапе знакомства с продуктом. Остается один маленький вопрос, который подспудно тревожит население: а можно ли написанному на этикетке верить?
Доверяй, но проверяй
Сначала я поинтересовалась у представителей торговых сетей: при расстановке товара по полкам магазин будет ориентироваться на информацию, заявленную производителем, либо самостоятельно заказывать проверку качества молочной продукции? Андрей Голубков от «Азбуки вкуса» сказал, что они читают этикетки при вводе товара в сеть, и тот продукт, где указан заменитель молочного жира, размещают отдельно. Для недобросовестных производителей предусмотрен ряд проверок в лаборатории, но они работают с проверенными поставщиками и каких-либо нарушений уже давно не фиксируют. Мария Курносова сообщила о том, что в сети «Ашан» продукция будет распределяться по полкам согласно информации на упаковке, что не исключает применения внутренних стандартов качества компании и проведения аудита товара на производстве, плюс дополнительные проверки качества.
Взгляд производителей на эту ситуацию не столь оптимистичен. «Конечно, будет лучше, если люди сразу увидят, где в молочной продукции есть растительный жир, а где нет, — рассуждает генеральный директор торгового дома «Братья Чебурашкины» Максим Макашев. — Но я редко вижу, чтобы писали на этикетке о наличии растительного жира в составе, чаще это контрафакт, и постановление эту проблему не решит. Что касается продукции нашего предприятия, то мы находимся в такой ценовой группе, где заменители немыслимы, у нас качественный и дорогой продукт».
Но если несмотря на все меры контроля суррогатный товар все-таки окажется на полке «Продукты без заменителя молочного жира» или, что еще коварней, на полке «Фермерские продукты»? Какое наказание понесет недобросовестный производитель за выставленный фальсификат? В этом смысле, как считает известный российский эксперт агрорынка, гендиректор компании «ИКАР» Дмитрий Рылько, «основной проблемой является отсутствие материальной ответственности бизнесменов за обман потребителя. Пока над владельцем молзавода не висит дамоклов меч огромного штрафа и закрытия предприятия, никаких подвижек в решении этой проблемы не будет».
Но это, как говорится, совсем другая тема.
Виктория БЕЗУГЛОВА
NB!
КСТАТИ. С 11 января 2019 года вступило в силу еще одно требование, касающееся товаров с заменителями молочного жира. С указанной даты их запрещено именовать молочными продуктами. Причем на лицевой стороне этикеток или упаковок молокосодержащих продуктов с добавлением растительных жиров обязательно размещение специальной надписи — «Содержит растительные масла» (абз. 4 п. 81 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»).