Офшоры: кто прикрывается Панамой?

Если офшорный скандал был направлен в первую очередь против российской политической элиты, то организаторы явно просчитались: разоблачения больше ударили по важным союзникам Вашингтона.

 

Газета «Вашингтон пост» высказала версию, что утечка конфиденциальных данных была организована российскими агентами. Они якобы задействовали хакера, который в начале 2015 года передал выкраденный у панамской фирмы огромный массив документации в германскую газету «Зюддойче цайтунг».

 

После этого за них, как за наживку, ухватились американские покровители Международного консорциума журналистских расследований, подготовившие для мировой прессы серию публикаций с обвинениями в адрес президента России и его приближенных. В ходе хакерской атаки было похищено полтора миллиона документов.

 

Запрятанные активы Кэмерона

 

В очень сложном положении оказался премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Он был вынужден сознаться, что получил прибыль от зарегистрированной на Багамах офшорной компании, созданной его отцом. Он также унаследовал отцовские 300 тыс. фунтов стерлингов, которые, возможно, тоже пришли с багамского счета.

Кэмерон с женой имел доли в инвестиционном багамском фонде «Блейрмор» и нарушил одно из главных правил, обязывающих каждого члена парламента оглашать все свои финансовые активы.

Отец Кэмерона был изворотливым дельцом, разместившим капиталы в офшорных зонах Багамских островов и острова Джерси. Чтобы скрыть свое участие в офшорном фонде, он нанял граждан Багамских островов, чтобы те расписывались под всеми документами и проводили фиктивные совещания на Багамах. Фонд также занимался анонимными финансовыми операциями, запрещенными в Великобритании. Это позволяло в течение десятилетий избегать оплаты налогов в Великобритании. Затем офшорное богатство отца перешло к матери Кэмерона, его сестрам и брату.

А вот премьер-министр Исландии Давид Гюннлейгссон сам поспешил подать в отставку. Он в одночасье превратился в самого презираемого в стране человека. Вместе с женой Давид в разгар тяжелого финансового кризиса создал компанию на Британских Виргинских островах, где спрятал более 10 млн долларов.

В офшорном бизнесе давно сложилась своя специализация. Британские Виргинские острова больше имеют дело с корпорациями, Каймановы острова специализируются на банковских счетах, Сент-Киттс — на трастовых фондах. Панама же прославилась отмыванием криминальных капиталов — откатов чиновникам, денег наркомафии и барышей от сделок с оружием. Покупка офшорной компании стоит здесь всего тысячу долларов, включая налоги.

Американцам в этом смысле Панама не нужна (из 200 компаний, засветившихся в панамском списке, фигурируют всего 211 граждан США). У них есть свои офшоры в Вайоминге, Делавере и Неваде, где можно создавать подставные компании. Только по одному адресу в Делавере в неприметном двухэтажном здании зарегистрированы 285 тыс. компаний.

 

Как богачи разводят жен

 

Офшорные схемы сокрытия доходов очень пригодились магнатам, которым досаждают ревнивые, грозящие разводом жены. Так, скандальный король удобрений Дмитрий Рыболовлев и авиационный магнат Клайв Джой тоже успешно использовали оказавшуюся в центре нынешнего разбирательства панамскую компанию и в значительной мере спасли свои капиталы от запросивших развода жен. Одна из офшорных контор Рыболовлева, имеющая только почтовый адрес, предстает настоящим Лувром. В нее он перевел свою коллекцию картин Пикассо, Ван Гога и Моне, а также полюбившуюся ему мебель эпохи Людовика XVI. Картины и мебель он перевез из дома в Швейцарии в Лондон и Сингапур, чтобы не позволить бывшей жене Елене завладеть ими.

Как отмечает британская пресса, где-то в офшорах остались и деньги покойного Бориса Березовского, формально объявленного банкротом.

Через офшорные компании дочки президента Азербайджана Лейла и Арзу, обучавшиеся в Королевском колледже для девочек в Лондоне, стали владелицами недвижимости на 50 млн фунтов в Великобритании, Франции и Арабских Эмиратах. Обзавелась офшорной компанией и супруга Алиева Мехрибан.

Впрочем, этому правящему семейству очень далеко до президента ОАЭ шейха Халифы бин Зайед аль-Нахьяна, чья закупленная через офшорные компании британская недвижимость оценивается в 1,2 млрд фунтов. Через панамскую фирму он создал 90 компаний, занимающихся скупкой Лондона. Смысл здесь не в уходе от выплаты налогов, а в предоставляемой офшором анонимности сделок. С офшорами работают и коррумпированные высокопоставленные китайские чиновники.

 

Анонимы «островных» счетов

 

Офшорная экономика уже стала мощным инструментом воздействия на политику и экономику государств. Например, в Великобритании пять ведущих спонсоров правящей Консервативной партии во главе с упомянутым в панамских документах миллиардером лордом Эшкрофтом держат свои капиталы в безналоговых зонах и поддерживают тех политиков, которые позволяют им и дальше наращивать свои «островные» счета. В панамских разоблачениях засветился и крупный спонсор Барака Обамы.

Но, казалось бы, какое нам дело до иностранных политиков и олигархов, которые воспользовались выгодой офшоров? Однако эта практика впрямую касается и безопасности России, когда часть бизнеса уходит на теневую офшорную сторону. Например, невозможно понять, кто является истинным владельцем огромного массива коммерческой недвижимости в той же Москве, ряда предприятий и объектов инфраструктуры. За офшорными компаниями, уходящими от выплаты налогов в России, прячутся не только российские дельцы, последовавшие примеру своих зарубежных партнеров, но и множество зарубежных инвесторов, имен которых нам не дано узнать. Таким образом, какой-нибудь колумбийский наркобарон или полевой командир из «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ) вполне могут стать владельцами российских шикарных гостиниц и торговых центров.

 

Николай ИВАНОВ

 

Офшоры: кто прикрывается Панамой?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend