Горе без ума

Почему Всемирный день психического здоровья в России прошел тихо и незаметно.

Горе без умаВсемирный день психического здоровья — или правильней называть его психического НЕздоровья? — отмечается 10 октября по решению ООН с 1992 года. В 2002 году к нему присоединилась Россия.

Нынче этот день прошел тихо и незаметно повсюду в мире. Нечего отмечать-то…

Сумасшедший мир

Увы, но состояние психического здоровья населения нашей планеты тяжелое. И становится все хуже.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вынуждена привлекать внимание к этой проблеме из-за стремительного роста числа больных. По преждевременной смертности и нетрудоспособности психические заболевания уверенно выбились в лидеры. Онкология и сердечно-сосудистые заболевания вместе взятые отстают от них.

Сегодня в мире насчитывается примерно 1 миллиард человек с психическими расстройствами. Самое распространенное из них — депрессия, от нее страдает в год до 200 миллионов человек. Но оно и самое страшное — именно депрессия толкает людей на суициды. Более 800 тысяч человек совершают самоубийства каждый год. Главное, что именно среди молодых особенно быстро растет число психически больных.

ВОЗ назвала «мировым провалом» ситуацию с психическим здоровьем населения планеты.

В России не лучше

К великому сожалению, в нашей стране все обстоит ничуть не лучше, чем повсюду.

Если в мире около 15 процентов нуждаются в помощи психиатров, то в России — все 20–25 процентов, четверть населения! Развал Советского Союза, смена общественного строя, реставрация капитализма, — все это очень больно ударило по людям, по их психике. Почему?!

Итак, возьмем последние две пятилетки.

На начало 2011 года на учете в нашей стране состояли 1,7 миллиона психически больных и еще 2,2 миллиона нуждались в «консультативной помощи». И это только по официальным данным. В реальности же эксперты ВОЗ оценили тогда число психически больных или психически нездоровых россиян в 10 процентов от общего числа населения — это примерно 14–15 миллионов. Усугубляли ситуацию повальная бедность, пьянство, наркомания, неуверенность в дне сегодняшнем, страх перед днем завтрашним…

А уже спустя пять лет, в конце 2015 года, статистика говорила о 3,7 млн больных. Причем отечественные психиатры утверждали: официальная статистика занижена раз эдак в пять, в реальности каждый четвертый россиянин страдает психическими расстройствами в разных формах. Парадоксально, но при этом число взятых под наблюдение с 1995 года по 2014 год резко сократилось — с 93 до 44 человек на 100.000 населения.

На начало 2018 года только официально психически больных в России насчитывалось без малого 4 миллиона — это 3 процента населения страны. В реальности же людей с признаками какого-либо нарушения психической деятельности в разы больше. Некоторые специалисты говорили даже о 25–30 процентах! Если не больных, то, во всяком случае, и не здоровых…

Как считают чиновники

На начало 2020 года в стране было уже более 5,8 миллиона человек с психическими расстройствами. И как сообщил тогда главный психиатр Минздрава, в помощи нуждалось не менее 14 процентов россиян — это более 20 миллионов.

А весной 2021 года на XVII съезде психиатров России замминистра ведомства Олег Салагай объявил: около 5,6 миллиона граждан страдают психическими расстройствами.

То есть, больных… стало меньше. Ситуация вдруг резко переломилась?! Ежегодно число больных и нездоровых росло, как и повсюду в мире, и вдруг за один год все изменилось. И какой год! 2020-й — год пандемии! Когда во всех странах отмечен рост психически нездоровых людей.

Впрочем, чиновникам у нас никогда не верили…

Кстати, везде одно и то же. После того, как Россия перешла на классификацию болезней по т.н. схеме МКБ-10, принятой в странах, которые входят в ВОЗ, в стране вообще исчезли некоторые болезни. Все больные с диагнозом «вялотекущая шизофрения» в момент стали здоровыми.

Коронавирус ударил и по головам

Вряд ли кто станет спорить, что о статистике заболеваемости психическими расстройствами надо с большой осторожностью говорить. Как, впрочем, и о любой болезни — в частности, заболеваемости населения вообще. Но в психиатрии это особенно заметно и понятно: мало кто идет на прием к психиатру — к нему, как правило, ведут… И потому точности ради следует говорить лишь о выявленных случаях.

А в пандемийный год все старались не ходить «по врачам», боясь подхватить заразу. Поликлиники, больницы как раз оказались ее рассадниками. Но ведь это не означает, что все стали здоровей. И уж не чиновнику Минздрава этого не знать, не понимать.

Опроверг ложь, сам того, возможно, и не желая, Росстат. Недавно он обнародовал следующие цифры: «психологически здоровыми» являются 60 процентов женщин и 68,6 процента мужчин. Это средняя цифра по стране, в разных регионах они разнятся.

Не знаю, что статистики называют «психологическим здоровьем». Однако несложные пропорции помогли мне решить задачу: а сколько же «психологически НЕздоровых» сейчас в нашей стране? Самый грубый подсчет показал: 52,8 миллиона россиян — каждый третий!

Почти два года пандемии сделали свое черное дело: чуть не вдвое выросло в мире число пограничных психических расстройств, увеличилось число больных паранойей, больных депрессией. Коронавирус спровоцировал те ужасные социальные последствия, которые так сильно переживает сейчас общество.

И как считают специалисты, эти изменения в психике у людей будут еще много лет влиять на их самочувствие и поведение. Тем более, что легли они на подготовленную почву. Наш мир давно уже превратился в мир разобщенных людей. Нет трудовых коллективов, не ждут никого по вечерам Дома культуры с кружками, спортзалы с различными секциями… Да плюс Интернет, который превратился в эрзац-общение. А тут и пандемия нарисовалась… На живом нормальном общении поставлен крест.

«Это — катастрофа!» — считает профессор Андрей Шмилович.

По данным Росстата, в 2018 году по причинам покончили с собой 18,2 тысячи россиян, в 2019 году — почти 17 тысяч. И самое страшное — растет число детских самоубийств: 2017 год — 692, 2018 год — 788.

— Дети предоставлены сами себе, — заявила тогда детский омбудсмен Анна Кузнецова. — Проблемы, которые их волнуют, не волнуют никого. Какая и чья роль здесь ключевая? Наверное, это принципиальная задача, решение которой нужно еще найти.

Капитализм принес дикое расслоение, бедность семей лишила детей многого — хорошего питания, летнего отдыха, возможности посещать кружки и секции — за них ведь теперь надо платить! И обида на унижения из-за бедности, из-за атмосферы зависти и злобы толкает детей на самое страшное…

20 процентов детских самоубийств приходится на май — время сдачи в школе ОГЭ и ЕГЭ. И сами учителя, и родители уже сколько лет пытаются добиться их отмены, но власти продолжают стойко оборонять свои «достижения». Вот недавно Рособрнадзор опять выступил за сохранение ЕГЭ. Мол, полный отказ — от системы тупого натаскивания?! — снизит качество образования. И вообще, он, якобы, «мотивирует» школьников к обучению…

Увы, в капиталистической России школа перестала быть местом не только психологической безопасности: там перестали учить, воспитывать, занимать детей — там стали продавать образовательные услуги. Естественно тем, кто может купить их. Там открыто разделили, расслоили детей на детей из бедных семей и «состоятельных»… Школа перестала быть местом, где дети могут чувствовать себя в физической безопасности. Стоит вспомнить расстрел детей в школе Казани этой весной. Не первый и, увы, вряд ли последний…

…А в подростковые отделения поступает все больше детей с «самоповреждающим поведением».

Лечить некому и нечем

Еще одно обстоятельство обостряет ситуацию в России: лечиться всем и негде, и не у кого, и нечем! Говоря языком чиновников, за последние двадцать лет сократилась доступность россиян к получению психиатрической помощи, как и к медицинской помощи вообще.

Трагический итог: абсолютное большинство нуждающихся в лечении не получает никакой медицинской помощи.

В 2018 году в стране оставалось 300–350 тысяч коек для таких больных — это мало даже для тех, кого официально признают больными. Психиатров на всю страну было около 5 тысяч, не хватает 40–45 процентов врачей! Ну, а о том, как у нас партия и правительство финансировали здравоохранение и говорить не надо. Все было сведено к «оптимизации»: главным в отчетах было, сколько регион сократил больничных коек за год!

Советскую систему здравоохранения — одну из лучших в мире! — планомерно уничтожали в капиталистической России. Она требовала слишком много денег. Потратишь на нее — и уже не украсть миллиарды, не купить виллу за границей, яхту…

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

NB!

А КАК У НИХ? Эксперты утверждают: если сравнивать с США, Францией, Германией, Италией, то у нас организация психиатрической помощи на высоком уровне! То есть, у нас — плохо, но там еще хуже! Во всем мире — кадровый дефицит, но у нас он меньше, «всего» процентов 40…

В США насчитывалось до пандемии — это важно! — психически больных среди взрослого населения тоже очень много — до 20 процентов или практически каждый пятый. И более 46 процентов тамошних детей 13–18 лет испытывали психические расстройства.

Ученые Гентского университета еще до пандемии доказали: во времена социальной нестабильности люди чаще обращаются к психиатрам и больше потребляют антидепрессантов. Причем теряют психическое здоровье не только безработные, но и те, кто имеет работу, — эти живут в постоянном страхе потерять ее.

Ну, а нынче, в разгар пандемии, в США и Британии медики пришли к выводу: каждый третий, переболевший ковидом, страдает от психического или нервного расстройства.

Похожие статьи

Send this to a friend