Евросоюз трещит по швам

Искра вольнолюбия, вспыхнувшая в Каталонии, похоже, грозит зажечь большой пожар сепаратизма в Европе.

 

Участники референдума в итальянских областях Ломбардии и Венето пока не голосовали за отделение от Италии, однако для начала большинством голосов проголосовали за значительное расширение полномочий своих регионов, в том числе в области финансов. И хотя референдум носил консультационный характер, его итоги многими рассматриваются в качестве серьезного политического аргумента для создания автономии в Ломбардии и Венето.

 

Ломбардия и Венето стремятся заручиться правом самостоятельно распоряжаться своими бюджетами. Северная часть страны формирует около 30% ВВП Италии, по сути, создает основу итальянской экономики. Промышленный север кормит преимущественно сельскохозяйственный юг и не хочет, чтобы это продолжалось вечно. В Ломбардии находится финансовая столица Италии Милан. Сейчас регион отправляет в государственную казну в виде налогов на 54 млрд евро больше, чем получает на свои нужды. Эксперты не исключают, что референдумы в Ломбардии и Венето могут усилить раскол Италии на север юг, существовавшие отдельно друг от друга вплоть до XIX в.

Однако, в отличие от каталонцев, политики итальянских областей не собираются «разводиться» с Римом, во всяком случае, пока. Они, и, не заходя так далеко, как каталонцы, надеются установить собственный порядок на своей земле. Власти Венето, например, намерены добиваться снятия санкций Евросоюза с России.

Тем временем противостояние властей Испании и сторонников независимости Каталонии вступило в критическую фазу. Наиболее вероятный сценарий — проведение в Каталонии внеочередных выборов и сохранение ей статуса автономии после ухода Карлеса Пучдемона. Однако ни отставка Пучдемона, ни прямое правление Мадрида не решат главной проблемы — стремление каталонцев к независимости никуда не исчезнет. Каталонцы объявили, что начнут кампанию общественного неповиновения властям Испании и не позволят Мадриду захватить органы управления. Ветеран движения за независимость Пепе Беунза, брошенный в тюрьму диктатурой Франко, опасается, что конфликт может привести к насилию. Cегодня уже сами испанцы всерьез опасаются, что их правители разожгут в Каталонии народное восстание.

Еще один вольнолюбивый народ Испании — баски — демонстрируют солидарность с каталонцами. Сотни жителей Страны Басков приняли участие в акции в поддержку независимости Каталонии. Они собрались в Беасайне и выстроились в живую цепь на улицах города. Затем на центральной площади прошел митинг под лозунгом «Мы все — Каталония».

Обозреватели отмечают, что события в странах Евросоюза все больше расходятся с директивами Брюсселя. На парламентских выборах в Чехии убедительную победу одержало движение «Да», возглавляемое «правым популистом и евроскептиком» Андреем Бабишем. Его движение набрало почти 30% голосов, в три раза больше, чем ближайший конкурент. К коалиции с Бабишем, объявившим себя защитником национальных интересов Чехии, готовы присоединиться другие правые политики и даже коммунисты, которые впервые за многие годы могут войти в правительство. Правые уже объявили о своем намерении выйти из состава ЕС и запретить в стране ислам.

Европейский союз становится все менее управляемой структурой, однако в Брюсселе стараются отстраниться от ответственности за назревающий на континенте кризис. В то время, когда в Каталонии из-за упрямства Мадрида вот-вот может вспыхнуть гражданская война, европейская власть в очередной раз заявляет, что ее не касаются внутренние проблемы Испании. И если прежде порядок в Европе мог навести один лишь звонок из Белого дома, то сейчас Дональд Трамп предпочитает не вмешиваться в европейские дела. Он не без удовольствия наблюдает за тем, как на Европейском континенте начинается большая заваруха — правящие партии стремительно теряют популярность, к власти приходят правые силы, берущие курс на выход из ЕС. Евросоюз трещит по швам. Будущее его становится все более туманным.

 

Николай ИВАНОВ

 

Евросоюз трещит по швам

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend