Бедные с каждым годом становятся все беднее, богатые — все богаче.
Правительство РФ, наконец, признало резкий рост бедности в стране, однако так и не объяснило, как собирается с ней бороться.
«У нас обозначается очень резкое падение доходов — и по реальному уровню заработной платы, и вообще доходов. Это все отражается на снижении покупательной способности населения, на розничном обороте, который сокращается, причем сокращается серьезными темпами», — заявила «социальный» вице-премьер Ольга Голодец.
Прозрение у правительства наступило, прямо скажем, с опозданием. Ведь о том, что граждане РФ нищают на глазах, свидетельствуют даже данные официальной статистики. По информации Росстата, число живущих ниже порога бедности, т.е. тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума (около 10 тыс. рублей в месяц), выросло в прошлом году по сравнению с позапрошлым на 3,1 млн человек — до 19,3 млн.
Впервые за всю постсоветскую историю реальная зарплата снижается 14 месяцев подряд. В 2015 г. она уменьшилась почти на 10%. В январе — феврале 2016 г. по сравнению с тем же периодом 2015 г. еще на 3,1%. Портал HeadHunter, опросив 10 тыс. работающих россиян, пришел к выводу, что каждому третьему из них не хватает средств, чтобы покрыть основные расходы.
О катастрофическом росте социального неравенства предупредила Владимира Путина даже Элла Памфилова, перешедшая на работу в Центризбирком с поста уполномоченного по правам человека. По словам экс-омбудсмена, разница между самыми богатыми и самыми бедными в России последние 25 лет постоянно увеличивается. Если в 1990 г. разрыв был в 4,5 раза, то сейчас в 16,5 раз. По мнению Памфиловой, если тенденцию не переломить, к концу 2017 г. он достигнет 20 раз и последствия этого будут крайне негативными.
Так что же делать, чтобы обнищание граждан сбавило обороты, и нынешнюю власть не смели голодные бунты? На выездном форуме «Единой России» в Петербурге Дмитрий Медведев обещал вскоре повысить МРОТ, а также умерить аппетиты топ-менеджмента госкомпаний. По словам премьера, размер их премий и бонусов должен напрямую зависеть от показателей прибыли компаний. Впрочем, никакой конкретики по этой теме из уст премьера не прозвучало. Типичный предвыборный популизм партийного лидера!
Высказался по зарплатной теме и президент. На коллегии Генпрокуратуры Владимир Путин потребовал от правоохранителей строго наказывать за задержку зарплат и пособий и внимательно следить за законностью увольнений. Бороться с увольнениями и инфляцией с помощью прокурорских проверок и штрафуя работодателей — тот же популизм, действия, лишенные экономического смысла. Административно-политическими методами делу не поможешь. Где же выход? В стране надо, наконец, начинать экономические реформы! Прекратить кошмарить бизнес все новыми и новыми налогами и сборами, поддерживать малого и среднего предпринимателя (во всех развитых странах именно они создают основное количество рабочих мест), причем, не речами, а делами. Например, кредитами под льготные проценты, снижением ставок аренды и т.д. Отобрать у жирующих управленцев часть их сумасшедших доходов, может, и правильно, но проблему подъема благосостояния миллионов таким способом не решить. Главная причина бедности — отсутствие экономического роста. Пока не начнем как следует заниматься экономикой, продолжая объяснять многочисленные трудности происками «проклятого Запада», полагаясь на авось нефтяных цен, ряды нищих, озлобленных людей будут непрерывно расти. Россияне терпеливы, но всякому терпению рано или поздно приходит конец.
Максим ГРЕГОРОВ