Распалась и перепуталась связь времен
От этой мысли, как от занозы, невозможно было отделаться все время пребывания в Чите и даже после. Свидание с городом после многолетней разлуки, наверное, редко радует и само по себе — ищешь и не находишь многого. А после разлуки, вместившей в себя целую эпоху в истории государства, — тем более… Перемены оказались и в самом деле разительными.
Самое же удивительное, что весь этот бег во времени не исчез — оказался зримо запечатленным! Новые изменения приходили в город не на смену прежним, а мирно уживались с ними рядышком.
И потому даже в самом центре Читы у бревенчатых домов родом из дореволюционного прошлого стоят теперь новенькие высотки, с превосходством поглядывая на прохожих. Асфальт, положенный еще при советской власти, вдруг сменяется на тротуарах китайской плиткой. А кусочек главной улицы, который по числу бутиков и внешнему глянцу может сравниться с современной столичной, соседствует с проулком, оставшимся в наследство от лихих 90-х. Главным тогда было для всех одно — выжить, любым способом в той разрухе выжить!
Вывески, объявления, афиши, реклама предлагали — и предлагают — все и всем. Еще это напоминает документальные кадры из Харбина 20-х годов, который заполнили тогда эмигранты из России. Им тоже надо было всего лишь не умереть с голоду…
А венчает все Ильич — с постамента на главной площади он продолжает тянуть руку и звать… Куда? Бредовая мысль втихаря снести памятник Ленину, как это сделали некоторые губернаторы (кстати, обязанные много чему хорошему в своей жизни именно членству в созданной вождем партии), в Забайкалье никому в голову не пришла.
Заметно изменились люди на улицах. Раньше это был сплошной поток военных, потом все заполонила толпа китайцев. Их было столько, что порой с перепугу начинало казаться: это мы у них в гостях. Теперь город обрел, наконец, родной мирный облик, хотя страсти в нем кипят нешуточные. Советское прошлое большинства граждан вошло в конфликт с нынешней властью капитала. И пока, увы, граждане проигрывают.
Самый яркий пример победы дикого капитализма над совестью и здравым смыслом — снос детского бассейна «Дельфин» в центре Читы. Можно лишь догадываться, почему вдруг тогдашний мэр города Анатолий Михалев отнял у детей бассейн, снес его и отдал лакомый кусок земли дяденьке бизнесмену Игорю Кравцову. Чтобы тот построил вместо него впритык к 4-й школе «гнездо разврата» — гостиницу аж с несколькими ресторанами (и борделем, где юные проститутки совершенствуют свое владение телом — уж лучше бы плавали…).
Ладно бы мэр уничтожил бассейн, но пристроил вместо него к китайской спецшколе, в которую многие хотят отдать детей, еще один корпус, говорили мне учителя. Последний раз новую школу открывали в Чите четверть века назад! Почти 37 процентов детей учится в краевом центре в две и три смены. Да и то, разве обязательно ломать бассейн, чтобы построить школу? И можно ли снести гостиницу, как поступают с незаконными многомиллионными постройками в Москве?
Увы, экс-мэр, а ныне глава городской Думы Анатолий Михалев категорически отказался от встречи с журналистом. И пришлось задавать свои вопросы другим спецам — из служб, которые принято называть у нас компетентными. Выяснилось, что под давлением разъяренной общественности проверка законности действий градоначальника все-таки проводилась. Однако криминала в необычайной щедрости лично г-на Михалева в отношении отдельно взятого предпринимателя местный Следственный комитет не нашел и в возбуждении уголовного дела отказал, а прокуратура настаивать и не стала.
Одни читинцы уверены, что его оберегает членство в «Единой России», другие считают, что власть — которой он владеет с 2001 года. Пребывание во власти должно быть строго ограничено и без всяких лазеек и исключений, дружно соглашаются все.
Впрочем, историю с бассейном вряд ли стоит считать «самой-самой» — их слишком много, претендующих на это. Вот, например, история с нынешним отопительным сезоном, который стоил читинцам кучи нервов и здоровья. Он проходил «под угрозой срыва», так оценила его и сама управляющая компания. Но этот же сезон считается едва ли не самым удачным за последние годы. И все потому, что аварий — их почему-то чиновники и депутаты предпочитают называть «отключениями», «порывами» и другими эвфемизмами — случилось всего две с лишним сотни. В предыдущие же годы в среднем их бывало до 400, а в 2013 году зафиксировали 604 аварии! Износ сетей достиг уже критических 70 процентов, и нынешняя власть в самом прямом смысле слова может сказать о себе: после нас — хоть потоп.
Но стать главным скандалом года в Чите есть все шансы у дикой истории с венками. В очередной раз подтвердившая, как по-разному оценивают читинцы и власти такие понятия, как мораль, совесть, честь…
Венки торжественно возложили 15 февраля к обелиску воинам-интернационалистам в парке Дома офицеров. 7 с половиной тысяч забайкальцев участвовали в военных конфликтах, более 3 тысяч из них домой не вернулись — 50 военнослужащих погибли в Афганистане, 55 — в Чечне… Почтить их память пришли чиновники из краевой и городской администраций, представители общественных организаций, школьники.
А уже через пару часов из 8 венков на месте остались только два. Никакой политики, хулиганства, ничего личного — только бизнес. Правильнее даже сказать, забота об экономии средств. И даже любимое слово главы правительства и «Единой России» Дмитрия Медведева здесь будет очень даже к месту — «оптимизация расходов». «Свои» венки забрали те, кто их и возложил. Чтобы потом опять торжественно возложить и втихаря опять забрать… Но что-то в этот раз не сработало. Может, слишком быстро начали уносить венки? Увозить на машине с госномерами? Разразился грандиозный скандал. И на следующий день четыре венка все-таки вернули. Но ведь втихаря. И не все.
Сейчас передо мной лежат фотографии: вот венок торжественно возлагают в июне 2015 года, а вот его же — в феврале 2016. Господи, ничего святого…
Но, похоже, и эту историю потеснит новая инициатива властей города Читы. Сейчас они всерьез озаботились улучшением жилищных условий нуждающихся горожан, которых будут вселять в жилье, которое отберут у тех, кто имеет долги по квартплате. На руках у судебных приставов уже более 60 исполнительных листов, а в судах ждут очереди десятки новых дел. Загвоздка пока в одном: выселить человека на улицу можно, но нельзя туда же выбросить его собственность. Сейчас глава городской администрации единоросс Владимир Забелин дал команду подыскать складское помещение для вещей и…
Кстати, возникает законный вопрос: почему власть, столь беспощадная к долгам горожан, требующая для них самого сурового наказания, себе самой позволяет это делать?
Кто бы спорил, платить за квартиру надо, раз уж свезло тебе получить ее при советской власти бесплатно. Но по итогам прошлого года читинцы внесли в казну вместо 35 запланированных миллионов платы за соцнайм лишь 9,2 миллиона. А вот городская власть наделала долгов на 315 с лишним миллионов рублей и объясняет, что имеет право вообще на 405 миллионов. Однако ни у кого из чиновников и депутатов ни места, ни кабинета не отняли.
Мало кто знает, но в этом году средства на зарплату в бюджете города заложены только на считанные месяцы! Людям не платят деньги за труд, вынуждают голодать, копить долги за квартиру, а потом эту квартиру отбирают. И самое страшное. Что ждет людей, которых власть превращает в бомжей? Это ведь мэр Читы Анатолий Михалев бросил несколько лет назад фразу, облетевшую мгновенно всю Россию:
— К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей!
Неужто получили? Прошу прощения у читинцев.
…Чита медленно превращается в город победившего капитала. Кого он победил? Горожан, разумеется. И некогда шутливое прозвище превращается в суровую реальность — это и впрямь уже почти «Читаго».
Ох, а главные скандалы все-таки еще впереди! Ведь осенью предстоят выборы в Госдуму и внеочередные выборы губернатора Забайкальского края. Но это уже сюжет для другого рассказа.
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»
МОСКВА — ЧИТА — МОСКВА
Фото traveltipz.ru